Сибирские огни, 1958, № 1

Н. ЯНОВСКИЙ , L зы в ал их по-старому остяками), ненцев. Рассказывают, что сказок было значи­ тельно больше. А в одной последней ан­ кете писатель говорит, что он «заканчи­ вает обработку новых северных сказок». К сожалению, архив писателя полностью не сохранился и ценные записи хакас­ ского и северного фольклора безвоз­ вратно погибли. Писать М. Ошаров начал в 1923 году. В журнале «Сибирь» за 1925 год опуб­ ликован его первый рассказ «Конпас». Затем в журналах «Охотник и пушник Сибири», «Сельская кооперация», «Зем ­ л я советская», «Сибирские огни» и «Б у ­ дущ ая Сибирь» стали все чаще и чаще появляться его рассказы, зарисовки, не­ большие очерки и сказки народов Се­ вера. С 1924 и по 1928 годы он много и упорно работал над повестью — «Звено могил». Через «Комитет содействия на­ родностям Севера» повесть в 1928 году была отослана М. Горькому. По свиде­ тельству работника Комитета, М. Горь­ кий рукопись повести прочитал и ото­ звался о ней одобрительно: «Тема реше­ на интересно и своеобразно, но язык по­ вести тяж ел» .1 И на самом деле повесть нуждалась в тщательной правке и сокра­ щении. Поэтому в свое время она и не увидела света. Доработку ее автор отло­ жил с тем, чтобы вплотную заняться но­ вым замыслом — романом «Большой аргиш» Однако одобрительный отзыв великого писателя продиктован не толь­ ко тем, что его заинтересовало своеоб­ разие темы. Рукопись повести по счаст­ ливой случайности сохранилась, и она свидетельствует о безусловной талант­ ливости молодого М. Ошарова, сумевше­ го создать в ней несколько живых и ори­ гинальных характеров жителей тундры. Она позволяет нам понять также, сколь нелегок был путь писателя к совершен­ ству, какая огромная предварительная работа им была проделана. Трогательная любовь двух молодых эвенков' —• Микланчи и Шиктолок — и трагическая гибель их составляет сюжет­ ную основу повести. Два юных суще­ ства, полюбивших друг друга, не поже­ лали жить порознь и жизни предпочли самочинную смерть. Возросшее самосо­ знание этих двух людей, смутное пони­ мание ими своего человеческого до­ стоинства в условиях рабской зависимо­ сти мужчины — от старейшего в роду, женщины — от мужа или отца не по­ зволили им мириться с несправедливо­ стью «судьбы». Но, скованные родовыми предрассудками, они не видели и дру­ гих каких-либо путей к своему счастью. Их самоубийство — молчаливый про­ тест против гнета сложившихся родовых отношений. Подробно и неторопливо ри- 1 Письмо работника Комитета с изложени­ ем мнения М. Горького хранится в архиве семьи М. Ошарова. сует автор быт эвенков, их нравы и хаг рактеры. Первое крупное произведение М. Оша­ рова кое-что объясняет в его последую­ щем творчестве. Он избегает подходить к обществу эвенков с меркой развитого классового общества. Вероятно, поэтому шаман у него не простой обманщик и заматерелый враг рядовых людей, а бо­ гатый оленевод, не обязательно изверг рода человеческого, хотя никакой сим­ патии -ни к тому, ни к другому писатель, как йидно, не испытывает. Каждый из них изображен М. Ошаровым человеком со своей субъективной правдой, поро­ жденной условиями его существования. Отлично понимая, например, что «цена попу и шаману одна», он все-таки писал в одной из своих статей: «Но с тою лишь разницею, что шаман имел преимуще­ ство над попом как гипнотизер — закли­ натель, врач — знахарь народа»1. Надо полагать, что при изображении шамана эту разницу нельея не учитывать. В пер­ вой повести отсутствуют социологиче­ ские акценты, тем не менее картина разложения общинно-родового строя воз­ никает, причем разложения не только под влиянием внешних сил, допустим, русского капитализма, но прежде всего сил внутренних, на первый взгляд неза­ метных. Конечно, в повести есть свои недостатки. Но ей в высшей степени свойственно это проникновение во внут­ реннюю жизнь эвенков, .качество, кото­ рое в 30-х годах позволит М. ОШарову создать значительное произведение. Закономерность рождения такого именно качества обусловливается тем, что писатель действительно органично вошел в жизнь северных народов, тща­ тельно изучил ее. И самое важное — он не был ее сторонним наблюдателем. Его деятельная, активная натура не могла мириться с пассивным наблюде­ нием. Он вмешивался в события жизни северян, добивался решительных изме­ нений, терпеливо и настойчиво учил. Два рассказа «Вызов» (1927) и «Боль­ шой пуд» (1932) по существу автобио­ графичны и очень характерны в этом отношении. В них — картины новой жизни эвенков в первые годы Советской власти. Автор показывает, как ломались представления эвенков о торговле с рус­ скими, о шаманах, о богах. Кооператив. Молодой приказчик-эвенк смело отказался продать шаманке понра­ вившуюся ей шаль, так как она не со­ стояла членом кооператива. На его голову посыпались страшные угрозы, но вызов был принят. Пугаясь того, что он начал говорить, приказчик все-таки вы­ крикнул: «Я брошу сейчас тебя камнем в воду и посмотрим—спасет ли тебя ве­ ликий дух Шоен!». Все присутствующие 1 М. О ш а р о в . «Красавец Енисей» в дей­ ствительном отражении. Журнал «Земля Со­ ветская», Мг 2—3. 1931, стр. 143.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2