Сибирские огни, 1958, № 1
Н. ЯНОВСКИЙ , L зы в ал их по-старому остяками), ненцев. Рассказывают, что сказок было значи тельно больше. А в одной последней ан кете писатель говорит, что он «заканчи вает обработку новых северных сказок». К сожалению, архив писателя полностью не сохранился и ценные записи хакас ского и северного фольклора безвоз вратно погибли. Писать М. Ошаров начал в 1923 году. В журнале «Сибирь» за 1925 год опуб ликован его первый рассказ «Конпас». Затем в журналах «Охотник и пушник Сибири», «Сельская кооперация», «Зем л я советская», «Сибирские огни» и «Б у дущ ая Сибирь» стали все чаще и чаще появляться его рассказы, зарисовки, не большие очерки и сказки народов Се вера. С 1924 и по 1928 годы он много и упорно работал над повестью — «Звено могил». Через «Комитет содействия на родностям Севера» повесть в 1928 году была отослана М. Горькому. По свиде тельству работника Комитета, М. Горь кий рукопись повести прочитал и ото звался о ней одобрительно: «Тема реше на интересно и своеобразно, но язык по вести тяж ел» .1 И на самом деле повесть нуждалась в тщательной правке и сокра щении. Поэтому в свое время она и не увидела света. Доработку ее автор отло жил с тем, чтобы вплотную заняться но вым замыслом — романом «Большой аргиш» Однако одобрительный отзыв великого писателя продиктован не толь ко тем, что его заинтересовало своеоб разие темы. Рукопись повести по счаст ливой случайности сохранилась, и она свидетельствует о безусловной талант ливости молодого М. Ошарова, сумевше го создать в ней несколько живых и ори гинальных характеров жителей тундры. Она позволяет нам понять также, сколь нелегок был путь писателя к совершен ству, какая огромная предварительная работа им была проделана. Трогательная любовь двух молодых эвенков' —• Микланчи и Шиктолок — и трагическая гибель их составляет сюжет ную основу повести. Два юных суще ства, полюбивших друг друга, не поже лали жить порознь и жизни предпочли самочинную смерть. Возросшее самосо знание этих двух людей, смутное пони мание ими своего человеческого до стоинства в условиях рабской зависимо сти мужчины — от старейшего в роду, женщины — от мужа или отца не по зволили им мириться с несправедливо стью «судьбы». Но, скованные родовыми предрассудками, они не видели и дру гих каких-либо путей к своему счастью. Их самоубийство — молчаливый про тест против гнета сложившихся родовых отношений. Подробно и неторопливо ри- 1 Письмо работника Комитета с изложени ем мнения М. Горького хранится в архиве семьи М. Ошарова. сует автор быт эвенков, их нравы и хаг рактеры. Первое крупное произведение М. Оша рова кое-что объясняет в его последую щем творчестве. Он избегает подходить к обществу эвенков с меркой развитого классового общества. Вероятно, поэтому шаман у него не простой обманщик и заматерелый враг рядовых людей, а бо гатый оленевод, не обязательно изверг рода человеческого, хотя никакой сим патии -ни к тому, ни к другому писатель, как йидно, не испытывает. Каждый из них изображен М. Ошаровым человеком со своей субъективной правдой, поро жденной условиями его существования. Отлично понимая, например, что «цена попу и шаману одна», он все-таки писал в одной из своих статей: «Но с тою лишь разницею, что шаман имел преимуще ство над попом как гипнотизер — закли натель, врач — знахарь народа»1. Надо полагать, что при изображении шамана эту разницу нельея не учитывать. В пер вой повести отсутствуют социологиче ские акценты, тем не менее картина разложения общинно-родового строя воз никает, причем разложения не только под влиянием внешних сил, допустим, русского капитализма, но прежде всего сил внутренних, на первый взгляд неза метных. Конечно, в повести есть свои недостатки. Но ей в высшей степени свойственно это проникновение во внут реннюю жизнь эвенков, .качество, кото рое в 30-х годах позволит М. ОШарову создать значительное произведение. Закономерность рождения такого именно качества обусловливается тем, что писатель действительно органично вошел в жизнь северных народов, тща тельно изучил ее. И самое важное — он не был ее сторонним наблюдателем. Его деятельная, активная натура не могла мириться с пассивным наблюде нием. Он вмешивался в события жизни северян, добивался решительных изме нений, терпеливо и настойчиво учил. Два рассказа «Вызов» (1927) и «Боль шой пуд» (1932) по существу автобио графичны и очень характерны в этом отношении. В них — картины новой жизни эвенков в первые годы Советской власти. Автор показывает, как ломались представления эвенков о торговле с рус скими, о шаманах, о богах. Кооператив. Молодой приказчик-эвенк смело отказался продать шаманке понра вившуюся ей шаль, так как она не со стояла членом кооператива. На его голову посыпались страшные угрозы, но вызов был принят. Пугаясь того, что он начал говорить, приказчик все-таки вы крикнул: «Я брошу сейчас тебя камнем в воду и посмотрим—спасет ли тебя ве ликий дух Шоен!». Все присутствующие 1 М. О ш а р о в . «Красавец Енисей» в дей ствительном отражении. Журнал «Земля Со ветская», Мг 2—3. 1931, стр. 143.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2