Сибирские огни, 1958, № 1
щ еев обратился к нему с дружескими стихами: Там отдохнет в семье друзей Душ а , изведавшая муки, И песен, выстраданных ей, К нам долетят святые звуки ... Только в 1859 году снова появились в печати стихи С. Дурова. Б . В. Смиренский. И З У Ч Е Н И Е К И ТА Й С КО ГО Я З Ы К А В C U U U P U Еще при Петре Первом русские стара лись установить добрососедские отноше н и я с Китаем, ознакомиться •с его куль турой и языком. В 1700 году Петр Первый повелел Киевскому митрополиту отобрать способ ных молодых людей духовного звания и обучить их китайскому я зы ку с тем, что бы в дальнейшем они сами могли препо давать его. В 1702 году Петр обязал си бирский приказ найти людей, знающих китайский язык, которые могли бы обу ч а т ь ему хотя бы по « 4—5 ребят» . В указе Петра по поводу учреждения в Иркутске школы говорилось об изуче нии в ней китайского и монгольского языков . В 1707 году было велено из Тоболь ской школы (открыта в 1703 году) от править двух наиспособнейших учеников в Китай для изучения китайского язы ка . Петр снесся с китайским правитель ством и, получив от последнего согласие принять у себя русских гостей, послал в 1715 году миссию в Пекин. Миссия, возглавляем ая архимандритом Лежай- ским , состояла из 10 человек. З а время пребывания в Китае все они овладели китайским языком и впоследствии стали переводчиками и советчиками при обуче нии китайскому язы ку в русских шко лах . Видный философ и правитель тогдаш него Китая Канси, считавший себя «другом Великого Петра», ув аж а я «рус ских предпочтительно перед всеми евро пейцами» , всячески содействовал Петру в его стремлении к связям с Китаем. В генеральном трактате , заключенном м еж ду Китайским и Русским государст вами, был записан пункт о «построении в Пекине православной церкви и о прие ме в оную трех священников, четырех школьников , для науки маньчжурского и китайского языков , да два побольше, ко торые бы знали по латыни» . Преемники Петра Первого не поддер ж али начатого им дела. Однако в конце XVIII в. развитие торговых отношений между Россией и Китаем потребовало подготовки кадров переводчиков. Китай ский язы к стали изучать в Омской Ази атской школе, готовившей «толмачей» для пограничных сношений. В 1790 году при Иркутском Главном народном учи лище были открыты классы — один ки тайского, другой — монгольского языка . Специальное училище по изучению китайского язы ка было открыто в 1832 году в г. Кяхте. Видную роль в его соз дании сыграл китаевед Н. М. Игумнов. Первым преподавателем китайского я зы к а в Кяхтинском училище был выдаю щийся русский востоковед Н. Я. Бичу рин. Он сам написал учебник по грамма тике китайского язы ка , пожертвовал на постройку учебного заведения 5 000 руб- лейГ доставил училищу 375 прописей и 258 книг на китайском языке , некоторое время заведовал училищем. Кяхтинское училище китайского я зы ка имело трехлетний курс. В него при нимались дети всех сословий. Поступаю- . щие не подвергались специальному эк за мену,. с ними проводились лишь беседы, где выяснялась их общая грамотность, умственное развитие, интерес к изуче нию китайского язы ка . Благотворное влияние на питомцев Кяхтинского училища оказывали дека бристы, особенно братья Кюхельбекеры. • Ежегодно в училище проводились публичные испытания воспитанников. На экзамены приглашались не только местные жители, но и китайцы из сосед него города Маймачена во главе с дзар- гучоем (государственный чиновник, наз начаемый центральным правительством на трехгодичное управление городом). Экзаменовавшиеся должны были знать синтаксис и начертание иерогли фов, уметь объясняться между собой на китайском я зы ке и отвечать на вопросы, заданны е присутствующими чиновника ми и гостями-китайцами. Кяхтинское училище просуществова ло до 1867 года, то есть около 40 лет, подготовив за это время сотни питомцев. С 1859 года китайский язы к начали и зучать в Иркутской военной прогим назии, а с 1876 года — в Благовещ ен ской классической гимназии. В 90-е годы XIX века во Владивосток ской гимназии китайский язы к препода вал ся на 4 отделениях: китайско-япон ском, китайско-корейском, китайско-мон гольском, китайско-маньчжурском. В 1898 году обучение китайскому язы ку во Владивостоке было сосредоточено в Восточном институте. П. Войтик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2