Сибирские огни, 1958, № 1
севере Европы. В нем много каналов. В старой части что ни улица, то канал. Но вода не плещется у домов, как в Вене ции. Есть тротуары, есть мостовые. А в середине — канал, в который смотрятся каштаны и липы. Возле водных артерий города выращено сорок тысяч деревьев. Мы вышли из автобусов и заняли ме ста в больших комфортабельных кате рах со стеклянными стенками и крыша ми. Катера мчались по каналам, про плывали под сводами низеньких старых каменных мостов. В прежние времена все набережные были загромождены торговыми склада ми: в каналах разгружались маленькие суденышки. Теперь курсируют только пассажирские катера. Вода чистая: каж дый день насосы подают из моря све жую и вытесняют застоявшуюся. И все же на каменных стенках зеленеют шел ковистые водоросли. В широких каналах стоят крытые барки с окнами. Это — плавучие квар тиры. Люди живут в них круглый год. Не очень-то удобно. Но что же делать, если нет иного жилья? К тому же на воде квартира стоит значительно дешев ле, чем на земле. И за водопровод не надо платить. А для безопасности при готовлены спасательные круги. Большой канал приводит в порт. .По соседству с ним, на набережной, много этажный публичный дом. Тоже выра жение гостеприимства! Таковы гримасы капиталистического города. Порт огромный. В нем может разме ститься тысяча судов. Когда-то дере вянные парусники с небольшой осадкой выходили отсюда в море по заливу Зёй дер-Зе, направляясь в Америку и в да лекие колонии южных морей. Современ ным океанским кораблям уже давно за казан путь через мелководный залив, предназначенный к осушению. Пришлось прокопать глубокий канал прямо в Се верное море. Пока его прокладывали, первенбтво по приему морских судов пе решло к Роттердаму. Но и сейчас в га вани Амстердама много океанских гру зовозов и лайнеров. Сделав большой круг возле них, мы вернулись в город и продолжили поездку по каналам. На берегах старые дома. Два этажа и мансарда. Кирпич почернел, черепица — тоже. У каналов такие же перекрестки, как у мостовых. На углу — башня, возле которой когда-то прощались жены с мо ряками, уходящими в далекие плавания. Говорят, все осталось таким, каким бы ло в конце семнадцатого века, когда в Амстердаме жил под именем Петра Ми хайлова и работал плотником на верфях Петр Великий. Не там ли у него заро дилась мысль «в Европу прорубить окно»? И прорубить не где-нибудь, а при устье Невы, чтобы «ногою твердой стать при море», как в ту пору в Голландии стоял Амстердам. Петр находил много общего между побережьями Зёйдер-Зе и Финского залива с их топкими бере гами. Опыт градостроительства в дельте реки на болотистой земли, осушенной с с помощью каналов, ему пригодился, и он приказал строить город по «голланд скому маниру», стремясь сделать его по хожим на нидерландскую Северную Ве нецию. Город на Неве строился гораздо позднее. Он живописнее, несравненна бо гаче и просторнее. Его непревзойденные архитектурные ансамбли чудесны. Но при всем своеобразии есть в его облике черты, умело заимствованные у Амстер дама. Это каналы , поныне украшающие Ленинград, и такие сооружения, как мост через Зимнюю канавку. Судостроение Петр изучал в Заанда- ме. Одну неделю он прожил на кварти ре у кузнеца Геррита Киду. В городе Петру Великому поставлен памятник, а маленький деревянный домик превращен в музей. Вот как описал его советский турист А. Мельников, проведший в Голландии две недели: «В комнатах сохранились старинные реликвии. На стене висит портрет Пет ра в костюме плотника. Здесь собраны его личные вещи: посуда, мебель. Оста навливаемся у маленького чуланчика. Оказывается, это спальня Петра. Удив ляемся, как этот огромного роста чело век помещался в таком крохотном по мещении. Наш гид рассказывает, что Наполеон, посетивший в свое время до мик Петра и обративший внимание на спальню русского царя, сказал: «Вели кому человеку ничего не мало». Эти слова написаны золотом на доске, вися щей на стене напротив спальни. На са мом видном месте в домике читаем вы гравированные на меди строки речи Феофана Прокоповича на похоронах Петра: «Какову он Россию свою сде лал, . такова и будет, сделал добрым любимою, любима и будет, сделал вра гам страшной, страшная и будет, сделал на весь мир славной, славная и быти не перестанет». Голландцы вспоминают, что Петр ввел в русский язы к их морские терми ны: люк, крейсер, боцман, каюта, рейд, фарватер и другие. Никогда не забудет ся и то, что наши войска дважды содей ствовали освобождению этой страны от иноземного ига: первый раз -— после разгрома Наполеона, второй — после уничтожения гитлеровских полчищ. Под Сталинградом была сокрушена та ф а шистская армия, которая в начале гит леровской авантюры смяла Голландию. Однако есть люди с короткой па мятью. Голландским колонизаторам и их приспешникам оказалось не по нра ву, что Советский Союз, выступающий против колониализма, поддержал Египет в его борьбе за свои законные права. Но дружелюбие народа мы, советские туристы, чувствовали всюду. Нас встре чали тепло и приветливо. С тротуаров, из окон домов, с берегов каналов махали
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2