Сибирские огни, 1958, № 1
рядом с залами великих мастеров сосед ствовали маляры, помешанные на гео метрических фигурах. Да только ли здесь? Дурные примеры заразительны. Тлетворное буржуазное влияние прони кает в некоторые страны народной де мократии. Вчера в библиотеке теплохода мы перелистывали один из номеров ж урнала «Польша», в котором, к сожа лению, предоставлен простор для худож- ников-формалистов. Там нашлись даже «теоретики», которые повторяют с чужо го голоса: «Нет искусства без деформа ции», «будущее принадлежит только абстрактной живописи». Кому нужна та к а я живопись? В капиталистических странах ее счи тают «модной», но, тем не менее, в Гол ландии залы , где выставлены абстракт ные полотна, пустуют. Люди со здоровой душой отворачиваются от зауми. В музее Бойманса, кроме кубистов и деформаторов, отстаивающих абстракт ное и «бесформенное» искусство, на шелся один портретист. Написав «в ста рых формах» портрет почтенного боро датого господина, художник вооружился малярной кистью, которая годилась бы на квач для смазывания колес дегтем, обмакнул ее в ядовито-зеленую краску и ткнул изображенному им господину в лоб, в щеки, в нос. Для чего? Для вы ражения протеста против старых «око стенелых форм портрета»! И за такое «произведение» музей уплатил тысячу гульденов — не то в угоду извращен ным вкусам, не то для подчеркивания так называемой свободы самовыражения художника: малюй кто во что горазд, без всякого здравого смысла! И эти «шедевры» выставлены рядом с пере жившими века произведениями великих художников, любивших самое прекрас ное на земле — человека с его чудес ными деяниями, направленными на улучш ение 'и прославление жизни и тру да! Как можно терпеть такое соседство? Соглашаясь с нами, гид многозначитель но постучал по лбу. и вздохнул. А мы дали себе слово больше не тратить вре мени на ознакомление с подобными «произведениями» в других странах. С нас и этого достаточно. Здесь, при виде полного разложения буржуазного искусства, вспоминаются с высоким и светлым чувством наши вы дающиеся мастера живописи и ваяния Б. Иогансон, С. Коненков, В. Серов, Ф. Богородский, А .Герасимов, В. Мухи на, А. Пластов и многие-многие другие. Вооруженные методом социалистическо го реализма, проникнутые любовью к своему народу и его великим деяниям, они создали произведения талантливые и правдивые, которым нельзя не радо ваться и которыми нельзя не гордиться. Будущее принадлежит не абстракт ной живописи, у которой нет ни прошло го, ни настоящего и которая никому не нужна, — оно принадлежит художникам социалистического реализма, кому доро га жизнь народа, его трудовые подвиги, борьба за мир и счастье на земле. З г и я , созданная людьми Тишина. Ни один листик на деревьях не шелохнется. Небо ясное. Верочка го ворит, что мы привезли хорошую пого ду. Такие дни у нас на родине называ ют бабьим летом. - Дорога широкая, посередине — зеле ная лента подстриженного кустарника. Каждая половина шоссе разграфлена для трех рядов машин. Сбоку, за невы сокими кустами, такое же асфальтовое полотно для велосипедистов. По сторонам то и дело мелькают по селки. Дома — под такими высокими черепичными крышами, что на черда ке •— в два этажа мансарды. Некото рые покрыты соломой, позеленевшей от времени. Между городами и поселками — поля, похожие на огороды. Голландия — ма ленькая страна. В длину — триста ки лометров, в ширину — двести. Новоси бирская область, например, в пять раз больше этого государства. Благоустро ить такую земельную площадь при вы сокой плотности населения — дело не сложное. В провинции Южная Голлан дия, по которой мы сейчас едем, прихо дится по восемьсот человек на квадрат ный километр. А население всей страны достигает одиннадцати миллионов чело век. Сельскохозяйственных машин в полях очень мало. Картошку копают руками. Траву косят косами. Землю пашут на лошадях, даже на волах. За весь день мы видели всего лишь два маленьких трактора, похожих на пропашной «Бела русь». Автобусы мчатся со скоростью пять десят километров в час. По сторонам дороги, вместо кюветов, — каналы. Всюду — ветряные мельницы, даже ря дом с •высоковольтной линией. Еще не так давно их насчитывалось восемь ты сяч. Теперь осталось тысяча триста. Многие из-за ветхости уже давно не ра ботают. Но они охраняются. Хозяевам даже выдают ссуды на кое-какой ре монт, — важно, чтобы был силуэт. — Голландия без ветряных мель ниц — не Голландия, — говорит наш гид. — Они особенно ценны для туриз ма. Доход! Но мельницы — не только воспоми нания о старине. Без них и сейчас труд но обойтись. Ветрянки связаны с обли ком земли, поделенной на маленькие клетки, похожие на загонки наших ого родников в окрестностях городов. У ка ждой полосы свой цвет. На одной только что убрали урожай картофеля, на дру гой посеяли озимые, на третьей (косят ярко-зеленую отаву, на четвертой па сется скот. Однако у всех есть общая
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2