Сибирские огни, 1958, № 1

рядом с залами великих мастеров сосед­ ствовали маляры, помешанные на гео­ метрических фигурах. Да только ли здесь? Дурные примеры заразительны. Тлетворное буржуазное влияние прони­ кает в некоторые страны народной де­ мократии. Вчера в библиотеке теплохода мы перелистывали один из номеров ж урнала «Польша», в котором, к сожа­ лению, предоставлен простор для худож- ников-формалистов. Там нашлись даже «теоретики», которые повторяют с чужо­ го голоса: «Нет искусства без деформа­ ции», «будущее принадлежит только абстрактной живописи». Кому нужна та­ к а я живопись? В капиталистических странах ее счи­ тают «модной», но, тем не менее, в Гол­ ландии залы , где выставлены абстракт­ ные полотна, пустуют. Люди со здоровой душой отворачиваются от зауми. В музее Бойманса, кроме кубистов и деформаторов, отстаивающих абстракт­ ное и «бесформенное» искусство, на­ шелся один портретист. Написав «в ста­ рых формах» портрет почтенного боро­ датого господина, художник вооружился малярной кистью, которая годилась бы на квач для смазывания колес дегтем, обмакнул ее в ядовито-зеленую краску и ткнул изображенному им господину в лоб, в щеки, в нос. Для чего? Для вы­ ражения протеста против старых «око­ стенелых форм портрета»! И за такое «произведение» музей уплатил тысячу гульденов — не то в угоду извращен­ ным вкусам, не то для подчеркивания так называемой свободы самовыражения художника: малюй кто во что горазд, без всякого здравого смысла! И эти «шедевры» выставлены рядом с пере­ жившими века произведениями великих художников, любивших самое прекрас­ ное на земле — человека с его чудес­ ными деяниями, направленными на улучш ение 'и прославление жизни и тру­ да! Как можно терпеть такое соседство? Соглашаясь с нами, гид многозначитель­ но постучал по лбу. и вздохнул. А мы дали себе слово больше не тратить вре­ мени на ознакомление с подобными «произведениями» в других странах. С нас и этого достаточно. Здесь, при виде полного разложения буржуазного искусства, вспоминаются с высоким и светлым чувством наши вы­ дающиеся мастера живописи и ваяния Б. Иогансон, С. Коненков, В. Серов, Ф. Богородский, А .Герасимов, В. Мухи­ на, А. Пластов и многие-многие другие. Вооруженные методом социалистическо­ го реализма, проникнутые любовью к своему народу и его великим деяниям, они создали произведения талантливые и правдивые, которым нельзя не радо­ ваться и которыми нельзя не гордиться. Будущее принадлежит не абстракт­ ной живописи, у которой нет ни прошло­ го, ни настоящего и которая никому не нужна, — оно принадлежит художникам социалистического реализма, кому доро­ га жизнь народа, его трудовые подвиги, борьба за мир и счастье на земле. З г и я , созданная людьми Тишина. Ни один листик на деревьях не шелохнется. Небо ясное. Верочка го­ ворит, что мы привезли хорошую пого­ ду. Такие дни у нас на родине называ­ ют бабьим летом. - Дорога широкая, посередине — зеле­ ная лента подстриженного кустарника. Каждая половина шоссе разграфлена для трех рядов машин. Сбоку, за невы­ сокими кустами, такое же асфальтовое полотно для велосипедистов. По сторонам то и дело мелькают по­ селки. Дома — под такими высокими черепичными крышами, что на черда­ ке •— в два этажа мансарды. Некото­ рые покрыты соломой, позеленевшей от времени. Между городами и поселками — поля, похожие на огороды. Голландия — ма­ ленькая страна. В длину — триста ки­ лометров, в ширину — двести. Новоси­ бирская область, например, в пять раз больше этого государства. Благоустро­ ить такую земельную площадь при вы­ сокой плотности населения — дело не­ сложное. В провинции Южная Голлан­ дия, по которой мы сейчас едем, прихо­ дится по восемьсот человек на квадрат­ ный километр. А население всей страны достигает одиннадцати миллионов чело­ век. Сельскохозяйственных машин в полях очень мало. Картошку копают руками. Траву косят косами. Землю пашут на лошадях, даже на волах. За весь день мы видели всего лишь два маленьких трактора, похожих на пропашной «Бела­ русь». Автобусы мчатся со скоростью пять­ десят километров в час. По сторонам дороги, вместо кюветов, — каналы. Всюду — ветряные мельницы, даже ря­ дом с •высоковольтной линией. Еще не так давно их насчитывалось восемь ты­ сяч. Теперь осталось тысяча триста. Многие из-за ветхости уже давно не ра­ ботают. Но они охраняются. Хозяевам даже выдают ссуды на кое-какой ре­ монт, — важно, чтобы был силуэт. — Голландия без ветряных мель­ ниц — не Голландия, — говорит наш гид. — Они особенно ценны для туриз­ ма. Доход! Но мельницы — не только воспоми­ нания о старине. Без них и сейчас труд­ но обойтись. Ветрянки связаны с обли­ ком земли, поделенной на маленькие клетки, похожие на загонки наших ого­ родников в окрестностях городов. У ка­ ждой полосы свой цвет. На одной только что убрали урожай картофеля, на дру­ гой посеяли озимые, на третьей (косят ярко-зеленую отаву, на четвертой па­ сется скот. Однако у всех есть общая

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2