Сибирские огни, 1958, № 1

вперед, хлопали в ладоши, прикалывали к джемперам подаренные им значки. Как известно, Рембрандт отл'ичался исключительным трудолюбием: до наше­ го времени сохранилось восемьсот его картин, триста офортов и около двух тысяч рисунков, рассеянных по всем крупным музеям Европы. Из этого бо­ гатейшего наследства — двести пятьде­ сят четыре произведения, в том числе двадцать девять картин, хранятся в му­ зеях Советского Союза. Голландцам на юбилейную выставку удалось собрать более ста картин, поэтому она и поль­ зуется исключительным вниманием зри­ телей. Кроме соотечественников худож­ ника, ее посещают туристы из всех стран. Жизнь Рембрандта была трудной. Тойн де Фриз в уже упомянутом романе писал: «Все от него отвернулись, и в пятьдесят пять лет он остался один-оди- нешенек, без друзей, без покровителей, никем не понятый». В музее хранится толстенная книга, куда в тяжелый период жизни худож­ ника вписывались его долги, за которые, в конце концов, было продано с молотка все его имущество. Художник лишился мастерской. Но ни нужда, ни глумление тупоумных бюргеров не сломили его. Писатель так передает настроение Рем ­ брандта: «Неужели ему усомниться в себе оттого, что издеваются не только над его образом жизни, но и над его творениями, над его богатой фантазией, не имеющей ничего общего с мелко­ травчатым воображением других худож­ ников? Нет, подниматься вверх! Расти! Все выше и только выше!». Таков был Рембрандт. И вот сейчас люди с благоговением, смотрят на его бессмертные творения. Тут многие из его ценнейших картин: и «Ночной дозор» из Амстердама, к «Урок анатомии доктора Тульпа» из Гааги, и портрет Титуса, единственного сына художника, привезенный из Вен­ ского музея. Многих картин мы не зна­ ли даже по репродукциям. Сильное впечатление оставляют порт­ реты Титуса, сделанные в разные годы недолгой жизни этого болезненного, бла­ городного человека, для которого выше- всего была забота об отце, ввергнутом в немилость хозяевами города. - Примечательны автопортреты, особен­ но тот, на котором художник, не боясь- обвинения в кощунстве, сам себя напи­ сал в костюме апостола Павла. Приятно было встретить давно знако­ мые полотна. Среди них — портрет же­ ны Рембрандта — Саскии в виде богини’ Флоры. Картина принадлежит Эрмита­ жу. Советское правительство разрешило- на время выставки привезти несколько полотен на родину художника, чтобы его соотечественники и туристы могли по­ смотреть их в оригинале. Так же, как в Стокгольме, и здесь. Голландия. Амстердам. Памятник Рембрандту. Фото Н. Е в с е е в а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2