Сибирские огни, 1958, № 1
по особой дорожке мчались велосипеди сты. Их — сотни, даже тысячи. И все они ехали в одном направлении: рабочие спешили на завод. Но гид говорит, что они сейчас не торопятся, — утром едут гораздо медленнее, чем вечером. Если к'го-нибудь опоздает, то объяснит масте ру: «шина лопнула». А вечером, когда они возвращаются домой, у них почему- то не портятся шины. Автобусы нырнули в светлый, обли цованный кафельными плитками тун нель. Его длина более километра. Он проложен под судоходной рекой, на во семнадцать метров ниже ее уровня. Это •— лучшее из всех здешних соору жений за последние десятилетия. Рас сказывают, что такие же туннели есть в Бельгии. Не знаю, во что обходятся они, —• дешевле или дороже мостов,— но, думается, во всех отношениях удоб нее. Велосипедисты исчезли где-то справа. За рекой автобусы остановились, и гид не без гордости показал нам небольшое здание, похожее на бедноватый вести бюль станции метро. Это сходство усили валось эскалаторами. Но по ним поды мались не пешеходы, а те же самые ве лосипедисты. На площади они снова са дились на свои машины и мчались дальше. Голландия. Роттердам. Памятник «Ужасы войны». Фото Н. Евсеева. В центре города, где до фашистского нашествия стояли старинные дома, сей час обширная площадь. На ней возвы шается памятник «Ужасы войны». Огромная черная фигура человека, руки вскинуты ладонями в небо, голова залом лена. Еще секунда, и он рухнет на взничь. На умеете груди и живота боль шой рваный просвет — белеет бледное осеннее небо. Это — олицетворение Рот тердама того жуткого времени, когда после немецких ' бомбардировок центр города лежал в развалинах. Неподалеку от площади — памятник знаменитому гуманисту Эразму Роттер дамскому (1466— 1536), автору широко известного памфлета «Похвальное слово глупости», направленного против като лического духовенства. Бронзовая фигу ра^ обильно, будто снегом, покрыта мед ной окисью. Во время войны памятник уцелел каким-то чудом. Нам показали театр, в котором не так давно с большим успехом выступал хореографический ансамбль «Березка». Об этих гастролях, а также о приезде Давида Ойстраха голландцы говорят как о примечательных проявлениях дружбы между нашими народами. Больше смотреть нечего, — старые архитектурные памятники погибли, а новые дома не представляют интереса. Вот, например, гостиница. Самая доро гая ^в городе. Она называется голланд ской, но построена, как с горечью отме чают сами роттердамцы, «по американ ской моде»: очертания ее мало чем от личаются от соседнего гаража, соору женного ' теми же хозяевами, разница лишь в том, что гараж поменьше да по ниже. Кое-где поднялись такие же, как в Швеции, конструктивистские, вздыблен ные в небо квадратными торцами, но вые дома, построенные по тому же за океанскому стандарту. Рядом со стары ми зданиями, крытыми черепицей и ха рактерными для Голландии, эти куцые небоскребы выглядят чужеродными и портят облик города. Но их немного. В Роттердаме все еще встречаются пу стыри. Наше знакомство с городом закончи лось посещением музея Бойманса. Это довольно невзрачный темно-серый дом, который можно было бы принять за пак гауз, если бы не стеклянная крыша да не четырехгранная башня с фонарем. Но к этому зданию привлечено внимание всего культурного мира, всех, кому до роги величайшие произведения одного из самых гениальных и любимых живопис цев. По призыву Всемирного Совета Мира, во всех странах праздновалось 350-летие со дня рождения Рембрандта. В музее Бойманса открылась выставка произведений великого сына Голлан дии. У дверей стояла большая толпа школьников в ожидании очереди на вход. Они расступились, пропуская нас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2