Сибирские огни, 1958, № 1

по особой дорожке мчались велосипеди­ сты. Их — сотни, даже тысячи. И все они ехали в одном направлении: рабочие спешили на завод. Но гид говорит, что они сейчас не торопятся, — утром едут гораздо медленнее, чем вечером. Если к'го-нибудь опоздает, то объяснит масте­ ру: «шина лопнула». А вечером, когда они возвращаются домой, у них почему- то не портятся шины. Автобусы нырнули в светлый, обли­ цованный кафельными плитками тун­ нель. Его длина более километра. Он проложен под судоходной рекой, на во­ семнадцать метров ниже ее уровня. Это •— лучшее из всех здешних соору­ жений за последние десятилетия. Рас­ сказывают, что такие же туннели есть в Бельгии. Не знаю, во что обходятся они, —• дешевле или дороже мостов,— но, думается, во всех отношениях удоб­ нее. Велосипедисты исчезли где-то справа. За рекой автобусы остановились, и гид не без гордости показал нам небольшое здание, похожее на бедноватый вести­ бюль станции метро. Это сходство усили­ валось эскалаторами. Но по ним поды­ мались не пешеходы, а те же самые ве­ лосипедисты. На площади они снова са­ дились на свои машины и мчались дальше. Голландия. Роттердам. Памятник «Ужасы войны». Фото Н. Евсеева. В центре города, где до фашистского нашествия стояли старинные дома, сей­ час обширная площадь. На ней возвы­ шается памятник «Ужасы войны». Огромная черная фигура человека, руки вскинуты ладонями в небо, голова залом­ лена. Еще секунда, и он рухнет на­ взничь. На умеете груди и живота боль­ шой рваный просвет — белеет бледное осеннее небо. Это — олицетворение Рот­ тердама того жуткого времени, когда после немецких ' бомбардировок центр города лежал в развалинах. Неподалеку от площади — памятник знаменитому гуманисту Эразму Роттер­ дамскому (1466— 1536), автору широко известного памфлета «Похвальное слово глупости», направленного против като­ лического духовенства. Бронзовая фигу­ ра^ обильно, будто снегом, покрыта мед­ ной окисью. Во время войны памятник уцелел каким-то чудом. Нам показали театр, в котором не так давно с большим успехом выступал хореографический ансамбль «Березка». Об этих гастролях, а также о приезде Давида Ойстраха голландцы говорят как о примечательных проявлениях дружбы между нашими народами. Больше смотреть нечего, — старые архитектурные памятники погибли, а новые дома не представляют интереса. Вот, например, гостиница. Самая доро­ гая ^в городе. Она называется голланд­ ской, но построена, как с горечью отме­ чают сами роттердамцы, «по американ­ ской моде»: очертания ее мало чем от­ личаются от соседнего гаража, соору­ женного ' теми же хозяевами, разница лишь в том, что гараж поменьше да по­ ниже. Кое-где поднялись такие же, как в Швеции, конструктивистские, вздыблен­ ные в небо квадратными торцами, но­ вые дома, построенные по тому же за ­ океанскому стандарту. Рядом со стары­ ми зданиями, крытыми черепицей и ха­ рактерными для Голландии, эти куцые небоскребы выглядят чужеродными и портят облик города. Но их немного. В Роттердаме все еще встречаются пу­ стыри. Наше знакомство с городом закончи­ лось посещением музея Бойманса. Это довольно невзрачный темно-серый дом, который можно было бы принять за пак­ гауз, если бы не стеклянная крыша да не четырехгранная башня с фонарем. Но к этому зданию привлечено внимание всего культурного мира, всех, кому до­ роги величайшие произведения одного из самых гениальных и любимых живопис­ цев. По призыву Всемирного Совета Мира, во всех странах праздновалось 350-летие со дня рождения Рембрандта. В музее Бойманса открылась выставка произведений великого сына Голлан­ дии. У дверей стояла большая толпа школьников в ожидании очереди на вход. Они расступились, пропуская нас

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2