Сибирские огни, 1958, № 1

— Модные шведские живописцы ста­ раются подражать французам и пишут такие полотна,— сказал он .— Вот у это­ го художника была жена. Тоже писала. Даж е немножко лучше его! Она сидела в сумасшедшем доме... Это не случайная ирония судьбы. Ед­ ва ли в здравом рассудке можно выда­ вать мазню за произведение искусства. Вот полотно под названием «В страст­ ной четверг» — густо черные и фиоле­ товые полосы и пятна, ничему не подчи­ ненные, случайные и совершенно бес­ смысленные. Рядом холст, покрытый желтой охрой. На этом фоне горизон­ тальные, вертикальные и диагональные полоски, зеленые, синие, серые. Подпись «Дождь». На многих «картинах» преоб­ ладают треугольники из каких-то сума­ сбродных чертежей. Кроме абстрактной живописи, есть и «портреты». Перед нами — женщина в черном. Ужасная неестественная поза. Ничего общего с анатомией. Выверну­ тый глаз, похожий на черный шар. Так может написать только тот, кто, потеряв рассудок, решился вызвать отвращение ко всему человеческому роду. Еще один женский портрет. Грудь распласнута несколькими прямыми ли­ ниями, пересекающими одна другую. Лицо как бы расколото, глаза тоже. Они намалеваны человеконенавистником. Для этого «художника» весь мир раздроблен и лишен смысла. Ни в человеке, ни в явлениях природы он не видит ничего прекрасного. Есть там и скульптура. Вот одно из «произведений». На постаменте нечто похожее на черную квадратную раму. В нее вставлено два жестяных обрезка, изогнутых наподобие отвалки у пред­ плужника. Подпись: «Двойная форма из железа» . Смех не утихал. Экскурсовод не смог удержаться и слегка ухмыльнулся. Нам перевели его слова: —• Да... -З а что им только деньги платят?.. — А зачем выставляют? — спросил рабочий одного из новосибирских заво­ дов. — Да еще в Национальной гале­ рее!.. Ж аль людей, которым преподно­ сят такую галиматью. Пожав плечами, экскурсовод простил­ ся с нами и пошел встречать другую группу туристов... Денек выдался на славу: тихо, мягкая осенняя теплота, чистый воздух, от­ фильтрованный хвойными лесами. В полдень пробрызнул дождик, и опять солнце принялось одарять землю ласко­ выми лучами. До сумерек мы гуляли по улицам Стокгольма. На мостовых прибавилось автомашин. На перекрестках автобусы, готовясь к повороту, откидывали светя­ щиеся красные стрелки, и эти стрелки покачивались, чтобы все пешеходы мог­ ли заметить их и посторониться. Впро­ чем, последнее совсем не обязательно. В этом мы неоднократно убеждались. В Швеции левостороннее движение, и нам с непривычки было довольно трудно переходить улицы, но всякий раз, когда мы оказывались в затруднительном по­ ложении, водитель без единого звука (гудки запрещены) останавливал машину и спокойно, без тени раздражения, плавным жестом разрешал пройти на другую сторону. И не только нас, ино­ странцев, не знакомых с движением в чужом городе, но и своих стокгольмцев оберегали водители автомашин. Вечером в Стокгольме еще красиёее, чем днем. В фиорде, в озере Меларен и в проливах отражаются разноцветные огни. Правда, чрезмерно много реклам­ ных огней. Они назойливы. Реклама всюду преследует вас, лезет вам в гла­ за, разбивает внимание, отвлекает от мысли, мешает дружеской беседе. В по­ рядке самозащиты человек должен на­ учиться не замечать ее. Нас пригласили в королевскую оперу послушать «Кармен». Зал уютный с удобными бархатными креслами, но очень маленький: в тесном партере и на двух ярусах всего лишь 1 .200 мест. Кресла имеют порядковую нумерацию, без указания ряда. На наш взгляд, это неудобно, но зрители терпят неудобство только потому, что чувствуют себя спо­ койно и в несчастливом тринадцатом ряду, ведь он не назван, а подсчитывать ряды не придет в голову даже самому суеверному человеку. Проходов в зале нет. Люди входят через боковые двери и протискиваются на свои места. Как гостям, нам отвели кресла в пер­ вых рядах, подарили программу, солид­ ную брошюрку с ужасной обложкой, на которой среди разноцветных пятен были намалеваны два огромных черных колеса (не то арба, не то водяная мель­ ница), широкая пестрая юбка, что-то по­ хожее на распростертые руки, неестест­ венно запрокинутая голова, напоминаю­ щ ая череп мертвеца. И это Кармен! Ока­ зывается, «модные» художники получи­ ли доступ не только в картинную гале­ рею, но и в королевский оперный театр! Удивительнее всего то, что актеры, творцы прекрасного, смирились с таким чудовищным «отображением» их в жи­ вописи, да и зрители не отказываются от неприятных программ. Неужели мож­ но привыкнуть к подобной мазне, оскор­ бляющей человека? Открываем обложку, в надежде, что сейчас увидим имена артистов, занятых в опере «Кармен». Не тут-то было! Во всю страницу фотоснимок — в легком плетеном кресле сидит девушка в май­ ке, с широко расставленными ногами, на которые натянуты чулки. Внизу — на­ звание фирмы, торгующей трикотажны­ ми изделиями. Дальше рекламируются пиво, рояли, патефонные пластинки и т.. д. Только на одиннадцатой странице

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2