Сибирские огни, 1958, № 1
— Модные шведские живописцы ста раются подражать французам и пишут такие полотна,— сказал он .— Вот у это го художника была жена. Тоже писала. Даж е немножко лучше его! Она сидела в сумасшедшем доме... Это не случайная ирония судьбы. Ед ва ли в здравом рассудке можно выда вать мазню за произведение искусства. Вот полотно под названием «В страст ной четверг» — густо черные и фиоле товые полосы и пятна, ничему не подчи ненные, случайные и совершенно бес смысленные. Рядом холст, покрытый желтой охрой. На этом фоне горизон тальные, вертикальные и диагональные полоски, зеленые, синие, серые. Подпись «Дождь». На многих «картинах» преоб ладают треугольники из каких-то сума сбродных чертежей. Кроме абстрактной живописи, есть и «портреты». Перед нами — женщина в черном. Ужасная неестественная поза. Ничего общего с анатомией. Выверну тый глаз, похожий на черный шар. Так может написать только тот, кто, потеряв рассудок, решился вызвать отвращение ко всему человеческому роду. Еще один женский портрет. Грудь распласнута несколькими прямыми ли ниями, пересекающими одна другую. Лицо как бы расколото, глаза тоже. Они намалеваны человеконенавистником. Для этого «художника» весь мир раздроблен и лишен смысла. Ни в человеке, ни в явлениях природы он не видит ничего прекрасного. Есть там и скульптура. Вот одно из «произведений». На постаменте нечто похожее на черную квадратную раму. В нее вставлено два жестяных обрезка, изогнутых наподобие отвалки у пред плужника. Подпись: «Двойная форма из железа» . Смех не утихал. Экскурсовод не смог удержаться и слегка ухмыльнулся. Нам перевели его слова: —• Да... -З а что им только деньги платят?.. — А зачем выставляют? — спросил рабочий одного из новосибирских заво дов. — Да еще в Национальной гале рее!.. Ж аль людей, которым преподно сят такую галиматью. Пожав плечами, экскурсовод простил ся с нами и пошел встречать другую группу туристов... Денек выдался на славу: тихо, мягкая осенняя теплота, чистый воздух, от фильтрованный хвойными лесами. В полдень пробрызнул дождик, и опять солнце принялось одарять землю ласко выми лучами. До сумерек мы гуляли по улицам Стокгольма. На мостовых прибавилось автомашин. На перекрестках автобусы, готовясь к повороту, откидывали светя щиеся красные стрелки, и эти стрелки покачивались, чтобы все пешеходы мог ли заметить их и посторониться. Впро чем, последнее совсем не обязательно. В этом мы неоднократно убеждались. В Швеции левостороннее движение, и нам с непривычки было довольно трудно переходить улицы, но всякий раз, когда мы оказывались в затруднительном по ложении, водитель без единого звука (гудки запрещены) останавливал машину и спокойно, без тени раздражения, плавным жестом разрешал пройти на другую сторону. И не только нас, ино странцев, не знакомых с движением в чужом городе, но и своих стокгольмцев оберегали водители автомашин. Вечером в Стокгольме еще красиёее, чем днем. В фиорде, в озере Меларен и в проливах отражаются разноцветные огни. Правда, чрезмерно много реклам ных огней. Они назойливы. Реклама всюду преследует вас, лезет вам в гла за, разбивает внимание, отвлекает от мысли, мешает дружеской беседе. В по рядке самозащиты человек должен на учиться не замечать ее. Нас пригласили в королевскую оперу послушать «Кармен». Зал уютный с удобными бархатными креслами, но очень маленький: в тесном партере и на двух ярусах всего лишь 1 .200 мест. Кресла имеют порядковую нумерацию, без указания ряда. На наш взгляд, это неудобно, но зрители терпят неудобство только потому, что чувствуют себя спо койно и в несчастливом тринадцатом ряду, ведь он не назван, а подсчитывать ряды не придет в голову даже самому суеверному человеку. Проходов в зале нет. Люди входят через боковые двери и протискиваются на свои места. Как гостям, нам отвели кресла в пер вых рядах, подарили программу, солид ную брошюрку с ужасной обложкой, на которой среди разноцветных пятен были намалеваны два огромных черных колеса (не то арба, не то водяная мель ница), широкая пестрая юбка, что-то по хожее на распростертые руки, неестест венно запрокинутая голова, напоминаю щ ая череп мертвеца. И это Кармен! Ока зывается, «модные» художники получи ли доступ не только в картинную гале рею, но и в королевский оперный театр! Удивительнее всего то, что актеры, творцы прекрасного, смирились с таким чудовищным «отображением» их в жи вописи, да и зрители не отказываются от неприятных программ. Неужели мож но привыкнуть к подобной мазне, оскор бляющей человека? Открываем обложку, в надежде, что сейчас увидим имена артистов, занятых в опере «Кармен». Не тут-то было! Во всю страницу фотоснимок — в легком плетеном кресле сидит девушка в май ке, с широко расставленными ногами, на которые натянуты чулки. Внизу — на звание фирмы, торгующей трикотажны ми изделиями. Дальше рекламируются пиво, рояли, патефонные пластинки и т.. д. Только на одиннадцатой странице
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2