Сибирские огни, 1958, № 1

бизмом: унылые квадраты окон сменяют­ ся стеклянными поясами во всю длину фасада. Четверть века назад у нас кое-где по­ являлись подобные дома, похожие на конструкции из детских игрушечных ку­ биков, *но, к счастью, наши архитекторы вскоре освободились от этой моды, неко­ торые уродливые здания уже передела­ ны, уменьшены оконные проемы—квад­ раты превращены в прямоугольники, и дома стали теплее, красивее. А в Шве­ ции кубизм все еще выдается за дости­ жение архитектурного искусства, за но­ винку в градостроительстве. И все это не свое. Все ■— по американским чертежам. А где же свои национальные архитек­ турные формы? Приятнее было бы ви­ деть дома, построенные в стиле нацио­ нальной архитектуры. Мы посетили картинную галерею. В ее залах есть Дюрер, Пуссен, Ватто. Есть рисунок Р аф аэля . Есть Рембрандт. Его картина «Заговор Клавдия Цивили- са» создает музею славу. Это одна из последних крупных работ величайшего художника. При свете факелов заговор­ щики, подняв бокалы, клянутся на ме­ чах бородатому человеку — вождю ба- тавов — перед их выступлением против римлян, господствовавших в стране. В этой картине, как и во всех других, Рембрандт показал себя непревзойден­ ным мастером светотени. И здесь он вы­ ступил, как патриот своей страны. У картины —- трагическая история'. Она была написана в 1660— 1661 годах для здания новой ратуши в Амстердаме. Полотно достигало пятнадцати метров в ширину и трех в высоту. Картина была помещена на передней стене большого зала , нр члены муниципального совета, ограниченные и самодовольные бюрге­ ры, забраковали ее, несмотря на патрио­ тическую тему. Голландский писатель Тойн де Фриз в своем романе «Р ем ­ брандт» пишет об этом возмутительном событии: «Три дня провисела там картина, и каждый член совета считал своим дол­ гом публично высказать свое отрица­ тельное отношение к ней. Наконец, от­ цы города приказали снять картину со стены... Служителям ратуши велено было разрезать холст на части, многие из ко­ торых тут же продали. Когда Рембрандт у знал о том, что его великолепное тво­ рение не удостоилось положительного отзыва хозяев города, он потребовал, чтобы ему немедленно вернули картину. Но в этом ему было отказано, так как, мол, она уже частично оплачена. От сра­ ма и горя мастер совсем потерял голо­ ву». От картины сохранилась только одна п ята я часть. Она была вывезена в Шве­ цию и нашла себе достойное место в стокгольмском музее. Галерея располагает еще несколькими рисунками Рембрандта. Мы их не виде­ ли ,— в связи с юбилеем художника, они на время торжеств отправлены на его родину. С картиной «Заговор Клавдия Цивилиса» шведы не захотели рас­ статься даже на самый короткий срок. Ценность всякой национальной гале­ реи .— в произведениях своих художни­ ков, и мы с интересом и волнением жда­ ли, когда нам покажут работы шведских мастеров. В музее экспонированы карти­ ны К. Вильгельмсона, К. Сканберга и других. Пейзаж преобладает над жан­ ром. Есть хорошие полотна. Из жанро­ вых картин внимание туристов привлек­ ло полотно одного из самых талантли­ вых художников Швеции А. Цорна «Танцы в середине лета»: маленький се­ верный поселок, белая июньская ночь, на улице, при рассеянном свете, кружат­ ся в вальсе молодые люди, одетые в на­ циональные костюмы. Андерс Цорн, скончавшийся в 1920 году, известен у нас более других швед­ ских художников. Он живал в России и оказал влияние на некоторых живопис­ цев своего времени. Ему принадлежат росписи Ярославского вокзала. Есть в Москве портреты его кисти. Жаль, что в Национальной галерее не так-то много его полотен. Из картин К. Вильгельмсона выделя­ ются «Богомольцы в лодке»: в празднич­ ный день через фиорд переправляются крестьяне, возвращающиеся из церкви. На картине не видно неба, но зритель догадывается, что оно ясное и спокой­ ное ,— в воде отражается и борт лодки, и черный картуз старика, что стоит на ногах, и полосатая шаль, накинутая на плечи женщины, сидящей на корме. Надо сказать, что от Национальной галереи мы ожидали гораздо большего, может быть, потому, что мы вспоминали наш Эрмитаж, Третьяковку и Русский музей, являющиеся крупнейшими худо­ жественными галереями в мире. Судя по всему, Швеции недоставало своего Тре­ тьякова и не удалось собрать произведе­ ния видных живописцев прошлого века, тем более, что некоторые из них значи­ тельную часть жизни провели в сосед­ них странах. Вот и сейчас шведы сету­ ют, говоря, правда, не о художниках, а об актерах: — Хорошие артисты , к сожалению, не задерживаются дома. Как только вы­ двинется, так уезжает за границу ,— у нас мало платят. Перед тем, как покинуть Националь­ ную галерею, мы заглянули в зал, где висят «картины» кубистов, модернистов и прочих «истов». Наш экскурсовод, зна­ ток живописи, уже немолодой человек с задумчивыми карими глазами, который только что восторженно рассказывал о шведских художниках, изображавших жизнь народа, вдруг приумолк. Туристы, глядя на «картины», невольно расхохо­ тались, и лицо экскурсовода стало гру­ стным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2