Сибирские огни, 1958, № 1
бизмом: унылые квадраты окон сменяют ся стеклянными поясами во всю длину фасада. Четверть века назад у нас кое-где по являлись подобные дома, похожие на конструкции из детских игрушечных ку биков, *но, к счастью, наши архитекторы вскоре освободились от этой моды, неко торые уродливые здания уже передела ны, уменьшены оконные проемы—квад раты превращены в прямоугольники, и дома стали теплее, красивее. А в Шве ции кубизм все еще выдается за дости жение архитектурного искусства, за но винку в градостроительстве. И все это не свое. Все ■— по американским чертежам. А где же свои национальные архитек турные формы? Приятнее было бы ви деть дома, построенные в стиле нацио нальной архитектуры. Мы посетили картинную галерею. В ее залах есть Дюрер, Пуссен, Ватто. Есть рисунок Р аф аэля . Есть Рембрандт. Его картина «Заговор Клавдия Цивили- са» создает музею славу. Это одна из последних крупных работ величайшего художника. При свете факелов заговор щики, подняв бокалы, клянутся на ме чах бородатому человеку — вождю ба- тавов — перед их выступлением против римлян, господствовавших в стране. В этой картине, как и во всех других, Рембрандт показал себя непревзойден ным мастером светотени. И здесь он вы ступил, как патриот своей страны. У картины —- трагическая история'. Она была написана в 1660— 1661 годах для здания новой ратуши в Амстердаме. Полотно достигало пятнадцати метров в ширину и трех в высоту. Картина была помещена на передней стене большого зала , нр члены муниципального совета, ограниченные и самодовольные бюрге ры, забраковали ее, несмотря на патрио тическую тему. Голландский писатель Тойн де Фриз в своем романе «Р ем брандт» пишет об этом возмутительном событии: «Три дня провисела там картина, и каждый член совета считал своим дол гом публично высказать свое отрица тельное отношение к ней. Наконец, от цы города приказали снять картину со стены... Служителям ратуши велено было разрезать холст на части, многие из ко торых тут же продали. Когда Рембрандт у знал о том, что его великолепное тво рение не удостоилось положительного отзыва хозяев города, он потребовал, чтобы ему немедленно вернули картину. Но в этом ему было отказано, так как, мол, она уже частично оплачена. От сра ма и горя мастер совсем потерял голо ву». От картины сохранилась только одна п ята я часть. Она была вывезена в Шве цию и нашла себе достойное место в стокгольмском музее. Галерея располагает еще несколькими рисунками Рембрандта. Мы их не виде ли ,— в связи с юбилеем художника, они на время торжеств отправлены на его родину. С картиной «Заговор Клавдия Цивилиса» шведы не захотели рас статься даже на самый короткий срок. Ценность всякой национальной гале реи .— в произведениях своих художни ков, и мы с интересом и волнением жда ли, когда нам покажут работы шведских мастеров. В музее экспонированы карти ны К. Вильгельмсона, К. Сканберга и других. Пейзаж преобладает над жан ром. Есть хорошие полотна. Из жанро вых картин внимание туристов привлек ло полотно одного из самых талантли вых художников Швеции А. Цорна «Танцы в середине лета»: маленький се верный поселок, белая июньская ночь, на улице, при рассеянном свете, кружат ся в вальсе молодые люди, одетые в на циональные костюмы. Андерс Цорн, скончавшийся в 1920 году, известен у нас более других швед ских художников. Он живал в России и оказал влияние на некоторых живопис цев своего времени. Ему принадлежат росписи Ярославского вокзала. Есть в Москве портреты его кисти. Жаль, что в Национальной галерее не так-то много его полотен. Из картин К. Вильгельмсона выделя ются «Богомольцы в лодке»: в празднич ный день через фиорд переправляются крестьяне, возвращающиеся из церкви. На картине не видно неба, но зритель догадывается, что оно ясное и спокой ное ,— в воде отражается и борт лодки, и черный картуз старика, что стоит на ногах, и полосатая шаль, накинутая на плечи женщины, сидящей на корме. Надо сказать, что от Национальной галереи мы ожидали гораздо большего, может быть, потому, что мы вспоминали наш Эрмитаж, Третьяковку и Русский музей, являющиеся крупнейшими худо жественными галереями в мире. Судя по всему, Швеции недоставало своего Тре тьякова и не удалось собрать произведе ния видных живописцев прошлого века, тем более, что некоторые из них значи тельную часть жизни провели в сосед них странах. Вот и сейчас шведы сету ют, говоря, правда, не о художниках, а об актерах: — Хорошие артисты , к сожалению, не задерживаются дома. Как только вы двинется, так уезжает за границу ,— у нас мало платят. Перед тем, как покинуть Националь ную галерею, мы заглянули в зал, где висят «картины» кубистов, модернистов и прочих «истов». Наш экскурсовод, зна ток живописи, уже немолодой человек с задумчивыми карими глазами, который только что восторженно рассказывал о шведских художниках, изображавших жизнь народа, вдруг приумолк. Туристы, глядя на «картины», невольно расхохо тались, и лицо экскурсовода стало гру стным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2