Сибирские огни, 1958, № 1
калывала жертвователям значки Крас ного Креста. Возле причала нас ждали вместитель ные, чистенькие автобусы с микрофона ми для гидов. Каждой группе — свой автобус. Наш седьмой. В нем туристы из Новосибирска, Мурманска и Саратова. Стокгольм взобрался на острова. Одни из них пониже, другие повыше. Всюду синеватый камень. На окраинах дома ле пятся по скалам. Острова омываются фиордом Сальтшен, озером Меларен и проливами. Это придает столице Шве ции особую красоту. В центре — маленький островок Ста- ден, где на месте рыбацкого становья 769 лет назад был сооружен замок. Те перь там — королевский дворец, банки и конторы. Чтобы попасть туда, надо проехать через «карусель» , выстроен ную на месте площади возле шлюзов, 'отделяющих фиорд от озера. В непо движной «карусели» — несколько эта жей . Откуда бы ни шел автомобиль, он не встретится ни с одним потоком ма шин, сделает вираж по отведенному для него этажу и окажется на мосту, что ве дет на остров. Хотя столица и лишилась площади, которая, по всей вероятности, ■была красивой, для движения транспор та созданы удобства. В старом городе тесно,— на узкой мо стовой два автомобиля едва могут раз минуться. В давние времена дома стояли к улице затылком — окон не было. В верхних этажах находились склады. Товары туда подымали на блоках, подве шенных к выступам балок. Позднее в стенах прорубили окна, но балки с бло ками остались, хотя торговцы уже давно перебрались в более удобные кварталы . Рядом с прежним торговым районом есть крошечная площадь, названная Большой, такой она казалась людям три- ■ста-четыреста лет назад. На ней стоит двухэтажный серый дом в стиле барок ко. Не так давно тут была ратуша. Сей час внизу — биржа, вверху — Нобелев ский комитет. Странное соседство! В верхнем зале под шум биржевых дельцов, доносящийся снизу, раз в год в присутствии короля присуждаются Но белевские премии. Здесь была присужде на премия талантливому русскому писа телю Ивану Бунину. Из выдающихся русских ученых премии Нобеля были удостоены И. П. Павлов и И. И. Мечни ков. В 1956 году Нобелевскую премию получил академик Н. Н. Семенов. Один из наших туристов, член-коррес пондент Академии архитектуры, назвал Швецию страной утилитаризма. В его словах есть доля истины. В Стокгольме путешественникам показывают ничем не блещущие дома банков, контор, торго вых заведений. Чуть ли не единственное здание, которым законно гордятся сток гольмцы, если не считать дворца да На циональной галереи, это новая гатуша, ■законченная строительством в 1923 году и открытая, как нам для чего-то подчер кнули, в ночь на Ивана Купала. Это большое сооружение из простого кирпи ча с высокой четырехугольной башней на углу, омываемой с одной стороны озе ром, с другой — проливом. К парадной набережной, где стоят пирамидальные тополя, где в стыках между каменными плитами пробивается ярко-зеленая трав ка, могут пришвартовываться морские корабли с важными иностранными го стями. Ратуш а сооружена в национальном стиле. Но кое в чем чувствуется влияние итальянской архитектуры , особенно в ко лоннах и арках, украшающих так назы ваемый голубой зал, где вручают Нобе левские премии и устраивают большие приемы. В такие праздники там играет мощный орган, состоящий почти из де сяти тысяч труб, вознесенных под самый потолок, над парадной лестницей. Стены ■— из обыкновенного кирпича, скрепленного серым цементным раство ром. В Голубом зале нет ни капли голу бизны. Архитектор Рагнар Эстберг, вдохновенный художник, строил его, ис ходя из пожелания — чем проще, тем лучше. Он отказался от облицовки и штукатурки, смело отдав предпочтение кирпичу. Сейчас тут нет мебели. Пусто, как в просторном дворе. Холодно. Но этот зал с высоким потолком, из-под ко торого через широкие проемы льется свет, хорош своей строгой торжествен ностью. Он монументален. Есть в нем что-то мужественное, связанное с обли ком северной природы. В противополож ность ему Золотой зал, предназначенный для приемов высокопоставленных лиц, построен с претензией — удивить рос кошью. Недаром его называют —• «свя тая святых». Двери надежные: каждая половинка по тонне. Внутри все позоло чено. Даже в королевских дворцах сей час такого не сыщешь! И соборов таких нет. Правда, папа римский позволил се бе соорудить золотую капеллу. Но она малюсенькая. А здесь большущий зал. С потолка и стен льется на вас мрачно вато-тяжелое сияние золота. Всюду мо заика —• сцены из истории Швеции. Впе реди огромная фигура Свей, олицетво ряющей страну. Шведские женщины статные, светлолицые, голубоглазые. Как на подбор, красавицы. Этого нельзя сказать о Свее. Она по-иконописному су рова, бесплотна, словно богородица с древних византийских фресок. Свея восседает на престоле, как боги ня, принимает дары Запада и Востока. Запад олицетворен нью-йоркской ста туей Свободы и небоскребами. И в Золо том зале невольно возникает мысль: не озолотили страну заокеанские «да ры » ,— на достройку крыши ратуши не хватило медных пластин, и купить было не на что. Объявили сбор, пообещав име на жертвователей оттиснуть на прине сенных ими листах меди.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2