Сибирские огни, 1958, № 1

калывала жертвователям значки Крас­ ного Креста. Возле причала нас ждали вместитель­ ные, чистенькие автобусы с микрофона­ ми для гидов. Каждой группе — свой автобус. Наш седьмой. В нем туристы из Новосибирска, Мурманска и Саратова. Стокгольм взобрался на острова. Одни из них пониже, другие повыше. Всюду синеватый камень. На окраинах дома ле­ пятся по скалам. Острова омываются фиордом Сальтшен, озером Меларен и проливами. Это придает столице Шве­ ции особую красоту. В центре — маленький островок Ста- ден, где на месте рыбацкого становья 769 лет назад был сооружен замок. Те­ перь там — королевский дворец, банки и конторы. Чтобы попасть туда, надо проехать через «карусель» , выстроен­ ную на месте площади возле шлюзов, 'отделяющих фиорд от озера. В непо­ движной «карусели» — несколько эта­ жей . Откуда бы ни шел автомобиль, он не встретится ни с одним потоком ма­ шин, сделает вираж по отведенному для него этажу и окажется на мосту, что ве­ дет на остров. Хотя столица и лишилась площади, которая, по всей вероятности, ■была красивой, для движения транспор­ та созданы удобства. В старом городе тесно,— на узкой мо­ стовой два автомобиля едва могут раз­ минуться. В давние времена дома стояли к улице затылком — окон не было. В верхних этажах находились склады. Товары туда подымали на блоках, подве­ шенных к выступам балок. Позднее в стенах прорубили окна, но балки с бло­ ками остались, хотя торговцы уже давно перебрались в более удобные кварталы . Рядом с прежним торговым районом есть крошечная площадь, названная Большой, такой она казалась людям три- ■ста-четыреста лет назад. На ней стоит двухэтажный серый дом в стиле барок­ ко. Не так давно тут была ратуша. Сей­ час внизу — биржа, вверху — Нобелев­ ский комитет. Странное соседство! В верхнем зале под шум биржевых дельцов, доносящийся снизу, раз в год в присутствии короля присуждаются Но­ белевские премии. Здесь была присужде­ на премия талантливому русскому писа­ телю Ивану Бунину. Из выдающихся русских ученых премии Нобеля были удостоены И. П. Павлов и И. И. Мечни­ ков. В 1956 году Нобелевскую премию получил академик Н. Н. Семенов. Один из наших туристов, член-коррес­ пондент Академии архитектуры, назвал Швецию страной утилитаризма. В его словах есть доля истины. В Стокгольме путешественникам показывают ничем не блещущие дома банков, контор, торго­ вых заведений. Чуть ли не единственное здание, которым законно гордятся сток­ гольмцы, если не считать дворца да На­ циональной галереи, это новая гатуша, ■законченная строительством в 1923 году и открытая, как нам для чего-то подчер­ кнули, в ночь на Ивана Купала. Это большое сооружение из простого кирпи­ ча с высокой четырехугольной башней на углу, омываемой с одной стороны озе­ ром, с другой — проливом. К парадной набережной, где стоят пирамидальные тополя, где в стыках между каменными плитами пробивается ярко-зеленая трав­ ка, могут пришвартовываться морские корабли с важными иностранными го­ стями. Ратуш а сооружена в национальном стиле. Но кое в чем чувствуется влияние итальянской архитектуры , особенно в ко­ лоннах и арках, украшающих так назы­ ваемый голубой зал, где вручают Нобе­ левские премии и устраивают большие приемы. В такие праздники там играет мощный орган, состоящий почти из де­ сяти тысяч труб, вознесенных под самый потолок, над парадной лестницей. Стены ■— из обыкновенного кирпича, скрепленного серым цементным раство­ ром. В Голубом зале нет ни капли голу­ бизны. Архитектор Рагнар Эстберг, вдохновенный художник, строил его, ис­ ходя из пожелания — чем проще, тем лучше. Он отказался от облицовки и штукатурки, смело отдав предпочтение кирпичу. Сейчас тут нет мебели. Пусто, как в просторном дворе. Холодно. Но этот зал с высоким потолком, из-под ко­ торого через широкие проемы льется свет, хорош своей строгой торжествен­ ностью. Он монументален. Есть в нем что-то мужественное, связанное с обли­ ком северной природы. В противополож­ ность ему Золотой зал, предназначенный для приемов высокопоставленных лиц, построен с претензией — удивить рос­ кошью. Недаром его называют —• «свя­ тая святых». Двери надежные: каждая половинка по тонне. Внутри все позоло­ чено. Даже в королевских дворцах сей­ час такого не сыщешь! И соборов таких нет. Правда, папа римский позволил се­ бе соорудить золотую капеллу. Но она малюсенькая. А здесь большущий зал. С потолка и стен льется на вас мрачно­ вато-тяжелое сияние золота. Всюду мо­ заика —• сцены из истории Швеции. Впе­ реди огромная фигура Свей, олицетво­ ряющей страну. Шведские женщины статные, светлолицые, голубоглазые. Как на подбор, красавицы. Этого нельзя сказать о Свее. Она по-иконописному су­ рова, бесплотна, словно богородица с древних византийских фресок. Свея восседает на престоле, как боги­ ня, принимает дары Запада и Востока. Запад олицетворен нью-йоркской ста­ туей Свободы и небоскребами. И в Золо­ том зале невольно возникает мысль: не озолотили страну заокеанские «да­ ры » ,— на достройку крыши ратуши не хватило медных пластин, и купить было не на что. Объявили сбор, пообещав име­ на жертвователей оттиснуть на прине­ сенных ими листах меди.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2