Сибирские огни, 1958, № 1

А . КОПТЕЛОВ На берегах северных морей В 1956 году т еп ло ход , Победа * впервые совершил четыре рейса вокруг Европы . На его борту находились туристы. Теплоход шел через восемь морей и Ат лант ический океан. Советские туристы по ­ бы вали в Ш веции , Г о лландии , Франции, Италии , Греции и Турции. Они посет или болгарский порт Варна и р умы нский—Констанца. В двух по следних р ей сах уча ст во ва ли новосибирские туристы. Среди н и х на ­ х о д и л с я A. J1. Коптелов. Он про еха л из Ленинграда до Одессы. В этом номере мы печатаем две главы из его пут евых записок. Стокгольм На рассвете, когда показались малю­ сенькие островки из серого камнл, от­ шлифованного морскими волнами, нас встретили чайки. Чайка в море — что голубь на суше: любимая птица матросов и путешест­ венников, милая, очаровательная, и ред­ кий человек, завидев ее поблизости, не бросит ей с кормы крошку хлеба или ку­ сочек яблока. Подошел катерок. З а борт спустили шторм-трап — веревочную лестницу с деревянными ступеньками. По ней под­ нялся лоцман, похожий на Амундсена. На фокмачте взвился синий, с желтым крестом ф л а г ,— мы входили в шведские шхеры, известные своей живописностью. По обе стороны нашего пути на всех ближних островках, чуть-чуть возвыша­ ющихся над водой, все еще мигали мая­ ки, не доверяя проблескам утра. Острова обступали нас со всех сторон. Их десятки, даже сотни. Вот уже виднё- ются на камнях лишайники ,— до них не дотянулась морская волна, не мсгла слизнуть .. Вот показались маленькие приземистые, сосенки, приютившиеся в трещинах, среди скал. Вот деревья стали выше и стройнее. Чем дальше в шхеры, тем гуще лес, богаче растительность. Ж елтеют березы, рдеют осины, под тя ­ жестью гроздей клонит ветки рябина. Милый сердцу северный пейзаж. Там и сям — извилистые проливы. Возле берегов — камыши, теперь уже сухие , блеклые, но около них, несмотря на осень, все еще плавают лебеди. На островах — домики под черепичными крышами. У каждого — высокий флаг­ шток. Дачный сезон закончился, и флаги спущены. Пусто, безлюдно. В маленьких бухтах, в ожидании вос­ кресного дня, стоят на якорях сотни яр ­ ко раскрашенных яхт и лодок. Четвертый час идем по фиорду, где в древности викингами был проложен вод­ ный путь на юг, в далекую Византию. Он пролегал через наши русские земли, и скандинавские мореходы пользовались гостеприимством славянских племен. Это служило развитию культуры. Известно, что шведская орнаментика впитала в се­ бя черты византийского искусства. Показывается солнце. Тучи свалива­ ются за высокие острова, и день обеща­ ет быть тихим, ясным. Фиорд постепенно расширяется, появ­ ляются признаки большого города—шос­ се, мосты между островами. На горе — бензобаки. Их десятки. И на каждом надпись: «Esso». Американская фирма! Она раньше шведов спешит встретить путешественника у подхода к столице, чтобы заявить о своем могуществе. Вдали дымят высокие трубы. Слева чернеют доки, причалы с вереницами кранов, вытянувших длинные журавли­ ные шеи. Теплоход степенно входит в Стокгольм. В салоне шведы, встретившие нас на катере, ставят визы на паспорта, вкла­ дывают бумажки, предупреждающие, что мы можем находиться на берегу до 12 часов ночи. Менялы обменивают ва­ люту на шведские кроны. «Победа» пришвартовалась почти в самом центре города. На борт поднялся наш поверенный в делах и по радио по­ здравил с прибытием в Швецию. Внизу у трапа, рядом с полицейскими, встали две рослые блондинки в светлых пальто. У них голубые глаза, пышные завитые волосы. Одна держала большую, похожую на солдатский котелок, белую кружку, с прорезью в крышке и энер­ гично встряхивала ее, чтобы громче зве­ нели монеты. Этот звон заменял привет­ ственные слова. Туристы опускали день­ ги в кружку, словно пропуск на выход в город. Той порой вторая женщина при­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2