Сибирские огни, 1958, № 1
А . КОПТЕЛОВ На берегах северных морей В 1956 году т еп ло ход , Победа * впервые совершил четыре рейса вокруг Европы . На его борту находились туристы. Теплоход шел через восемь морей и Ат лант ический океан. Советские туристы по бы вали в Ш веции , Г о лландии , Франции, Италии , Греции и Турции. Они посет или болгарский порт Варна и р умы нский—Констанца. В двух по следних р ей сах уча ст во ва ли новосибирские туристы. Среди н и х на х о д и л с я A. J1. Коптелов. Он про еха л из Ленинграда до Одессы. В этом номере мы печатаем две главы из его пут евых записок. Стокгольм На рассвете, когда показались малю сенькие островки из серого камнл, от шлифованного морскими волнами, нас встретили чайки. Чайка в море — что голубь на суше: любимая птица матросов и путешест венников, милая, очаровательная, и ред кий человек, завидев ее поблизости, не бросит ей с кормы крошку хлеба или ку сочек яблока. Подошел катерок. З а борт спустили шторм-трап — веревочную лестницу с деревянными ступеньками. По ней под нялся лоцман, похожий на Амундсена. На фокмачте взвился синий, с желтым крестом ф л а г ,— мы входили в шведские шхеры, известные своей живописностью. По обе стороны нашего пути на всех ближних островках, чуть-чуть возвыша ющихся над водой, все еще мигали мая ки, не доверяя проблескам утра. Острова обступали нас со всех сторон. Их десятки, даже сотни. Вот уже виднё- ются на камнях лишайники ,— до них не дотянулась морская волна, не мсгла слизнуть .. Вот показались маленькие приземистые, сосенки, приютившиеся в трещинах, среди скал. Вот деревья стали выше и стройнее. Чем дальше в шхеры, тем гуще лес, богаче растительность. Ж елтеют березы, рдеют осины, под тя жестью гроздей клонит ветки рябина. Милый сердцу северный пейзаж. Там и сям — извилистые проливы. Возле берегов — камыши, теперь уже сухие , блеклые, но около них, несмотря на осень, все еще плавают лебеди. На островах — домики под черепичными крышами. У каждого — высокий флаг шток. Дачный сезон закончился, и флаги спущены. Пусто, безлюдно. В маленьких бухтах, в ожидании вос кресного дня, стоят на якорях сотни яр ко раскрашенных яхт и лодок. Четвертый час идем по фиорду, где в древности викингами был проложен вод ный путь на юг, в далекую Византию. Он пролегал через наши русские земли, и скандинавские мореходы пользовались гостеприимством славянских племен. Это служило развитию культуры. Известно, что шведская орнаментика впитала в се бя черты византийского искусства. Показывается солнце. Тучи свалива ются за высокие острова, и день обеща ет быть тихим, ясным. Фиорд постепенно расширяется, появ ляются признаки большого города—шос се, мосты между островами. На горе — бензобаки. Их десятки. И на каждом надпись: «Esso». Американская фирма! Она раньше шведов спешит встретить путешественника у подхода к столице, чтобы заявить о своем могуществе. Вдали дымят высокие трубы. Слева чернеют доки, причалы с вереницами кранов, вытянувших длинные журавли ные шеи. Теплоход степенно входит в Стокгольм. В салоне шведы, встретившие нас на катере, ставят визы на паспорта, вкла дывают бумажки, предупреждающие, что мы можем находиться на берегу до 12 часов ночи. Менялы обменивают ва люту на шведские кроны. «Победа» пришвартовалась почти в самом центре города. На борт поднялся наш поверенный в делах и по радио по здравил с прибытием в Швецию. Внизу у трапа, рядом с полицейскими, встали две рослые блондинки в светлых пальто. У них голубые глаза, пышные завитые волосы. Одна держала большую, похожую на солдатский котелок, белую кружку, с прорезью в крышке и энер гично встряхивала ее, чтобы громче зве нели монеты. Этот звон заменял привет ственные слова. Туристы опускали день ги в кружку, словно пропуск на выход в город. Той порой вторая женщина при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2