Сибирские огни, 1958, № 1
между нами медленно движется наш му читель, наш царь и бог. — Курви сыны, кто это зробил, а? Молчание. Проводник свирепеет и хлещет плетью направо и налево. Вы скакиваем во двор. Там уже стоят гу цулы. Строимся буквой «И». У провод ника в руках обезображенный портрет фюрера, и он гневно вопит: — Ось бачьте, хлопцы, що зробили прокляты большевики! Гуцулы молчат. Отдается команда начинать молитву. Боже, вэликий, дай Украине Силу и волю, хлеба и власть! Глупость. Все это не просят у бога, а берут силой. — Спивайте вы, большевики! Делаем вид, что поем. Проводник склоняет ухо в нашу сторону и рявкает: —• Рты раскрываете, а не поете! Дружно подтягиваем. Черт с тобой, не набрасывайся только с плетью: Про водник опять кричит: — Курви сыны, зачем спиваете Рос сии, а не Украине? Что ж, Украине так Украине. В Со ветском Союзе ведь тоже есть Украина. Пусть бог даст ей силу и волю. От гу цулов мы уже узнали, что наш провод ник — западноукраинский националист, член фашистской партии, помешался на самостийной Украине. После молитвы получаем хлеб и кофе. Кофе разливает та же немка. Сно ва слышим ее тягучее: — Вас ист ден лес? — Не ори, я тебе не лошадь! — огрызается рыжий паренек Васята, и тут же проводник вытягивает его плетью. Пока Васята корчился от боли, проводник выхватил из его кармана кар точку и проколол ее. Васята лишился хлеба. Потом всех гонят в мастерскую и вы дают напильники. З а расправу над фю рером проводник обещал наказать нас, русских, в воскресенье. Ждем, оно не за горами. Наступило воскресенье. Гуцулов от пустили в город на несколько часов. Они сходят в православную церковь, а по том будут бродить по городу и клянчить хлеб у прохожих, собирать окурки. Вер нутся они богатыми. Все это мы знаем от самих гуцулов. Некоторые из них впервые видят рус ских и ничего не знают о Советском Союзе. Спрашивают, правда ли, .что в колхозах общие жены, почему у нас зем ля считается ничьей и может ли быть такое? Я зык гуцулов схож с украинским, мы кое-как понимаем их, а они нас. Боль шинство дружелюбно относится к нам, но есть и зараженные шовинизмом. ...Когда гуцулы ушли в город, явился проводник. Выстраиваемся по двое. Ш а гаем по двору, наступаем друг другу на ноги. Проводника это злит, и он оста навливает нас. — Ахтунг! Замираем , стараемся не дышать. — Спочинь!1 Под эту команду отбрасываем левую ногу в сторону. Снова «ахтунг» и «спо чинь». И так — до изнеможения. Потом опять маршируем, и когда проводник что-то рявкает, мы обязаны кричать: «Свобидно!». Не понимаем этого слова и кричим вразнобой. Так повторяется несколько раз. Научились, даже понра вилось маршировать и выкрикивать. Проводник доволен. Потом, прислушав шись, бледнеет: — Курви сыны! Не с повидлом, а свобидно, сво-бид-но! Кричим «с повидлом» и хихикаем. Потом уже, не в силах сдержаться, от крыто хохочем. Снова «ахтунг» и «спо чинь». Плеть не помогает. Проводник хитрит: подходит к Николаю Пастуш- кову и с умилением смотрит на него: — Хорошо маршируешь. Отпускаю тебя погулять в город. Эй, сторож, вы- пусти-ка его! Снова муштра. Отпускают Костю Со колова и Васяту. Дошла очередь и до меня. Пробкой вылетаю за ворота. Остальные, прикладывая все старание и умение, маршируют. Но проводник до стиг своей цели и наслаждается мушт ровкой. Мы идем с Николаем Пастушковым по городу в сторону парка Пратера. Гуцулы рассказывали , что там, ближе к каналу , есть район, заселенный рус скими эмигрантами. У киоска покупаем газету на русском языке. В ней несусветная чушь. В Со ветском Союзе, оказывается, коммуни сты натравливают узбеков на казахов, поощряют резню азербайджанцев. Нем цы давно бы покорили Россию, да вся беда в том, что в русской армии евреи- комиссары мутят воду. Сами красно армейцы воевать не желают и очень ждут освобождения от большевиков. На мосту через канал стоит праздная толпа, нарядные щеголи бросают вью щимся чайкам крошки хлеба. Птицы подхватывают добычу на лету. Здесь же благородный нищий с шарманкой. Он не нищенствует, а зарабатывает свой хлеб «трудом». По мостовой идут ко лонны гитлеровцев. Они в коричневой форме, командиры с кинжалами. Мы с Николаем в синей спецовке, на головах шапки-ушанки. Этим мы отли чаемся от гуцулов. Нас, русских, жите ли часто останавливают и суют красные талончики, брот-марки. На эти талончи ки в любом магазине можно получить хлеб. Геббельс, оказывается , распустил слух, что Сталинград взят. Как можем, 1 С п о ч и н ь — вольно (по западноукра ински).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2