Сибирские огни, 1957, № 6

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СТИХИ В СИБИРСКИХ ГАЗЕТАХ 1917 ГОДА 219 родов Западной Сибири революционные •стихи печатались в «Известиях Совета рабочих и солдатских депутатов», в част­ ности, в Новониколаевске. Огромную роль в формировании рево­ люционных поэтов Сибири сыграла цент­ ральная большевистская печать. «Прав­ да» была школой для поэтов-сибиряков. Они учились у своих товарищей-правди- стов, использовали их опыт. Среди поэ- тов-правдистов наибольшей популярно­ стью в Сибири пользовался Демьян Бед­ ный. Многие сибирские революционные газеты в 1917 году перепечатали боль­ шую часть повести «Про землю, про во­ лю, про рабочую долю», сказку «Разрыв- трава» и ряд злободневных басен. Си­ бирские газеты щедро печатали и дру­ гих правдистов: Ал. Богданова, Ив. Ло­ гинова, Вал. Кичуйского, Я. Бердникова, Д. Семенова, В. Львова. В год Октябрьской революции часто на страницах сибирских газе? с револю­ ционными стихами выступал известный сибирский поэт Иван Ерошин. Произве­ дения И. Ерошина говорят о глубокой вере в победу революции, о любви к тру­ дящемуся человеку, о пролетарской со­ лидарности. С традициями пролетарских поэтов центральной России связано творчество большинства поэтов-революционеров Си­ бири и по тематике, по идейному содер­ жанию, образно-поэтическому строю, по стилю. Это говорит о единстве интересов все­ го народа нашей страны и, конечно, об •отсутствии областнической замкнутости и ограниченности сибирских поэтов. Слитность с революцией, со всей стра­ ной делала их произведения действенны­ ми и оперативными. Все решающие исто­ рические события и факты находили поэ­ тическое воплощение и через газету бы­ стро становились народным достоянием. В большинстве случаев эти произведе­ ния не просто описывали факты, но да­ вали им большевистское освещение. Об­ щее для всех поэтов-революционеров от­ ношение к задачам творчества и больше­ вистской прессе выразил поэт Гр. Бута­ ков в обращении к газете «Революцион­ ная мысль». Называя газету «мыслью народа», поэт говорит: «Нет выше доли в бою всегда быть впереди», защищать святые идеалы революции, вдохновлять сердца на последний решительный бой. Подобные же взгляды высказаны и в сти­ хах А. Эльперина «Наборщикам перио­ дической печати». Под пером поэта ожи­ вают, идут в наступление «свинцовые рати столбцов», проникая в лачуги, вры­ ваясь в дворцы, они несут весть о сво­ боде, указывают путь борьбы: Верстайте, верстайте! Постройте в шеренги немые марзаны!, В свинцовые рати сплотите столбцы! 1 Марзан — материал, заполняющий п у ­ стые места между страницами. Пусть мир покорит их налет ураганный . Пусть блеск их свинцовый рассеет туман, Проникнет в лачуги, ворвется в дворцы... Свинцового яду в страницы вливайте! Верстайте, верстайтеП * * * В период февральской революции пе­ редовая сибирская пресса приветствует победу народа. «Красноярский рабочий» вместо передовых статей печатает торже­ ственно-призывные стихи и песни: «Но­ вую песню» правдиста С. Долина, «Пес­ ню свободы» Л. Итыгина и «Красное знамя» неизвестного автора. Самодержавие свергнуто, но борьба продолжается, и стихи вновь полны при­ зывов к борьбе за свободу до победного конца. Перед поэтами встала новая задача: раскрыть предательское лицо буржуаз­ ного Временного правительства. Не бу­ дет преувеличением сказать, что одним из самых сильных произведений на эту тему было стихотворение известного си­ бирского революционера Федора Лытки­ на «Керенскому»: Тиран, предатель и преступник. Чем удивить ты хочешь мир? Какой еще кровавый пир Ты хочешь дать, вероотступник? Глумясь над нашими рядами, Какие цепи с торгашами На ослепляемый народ Рука изменника кует? Едва успев народа власть Для угнетения украсть, Какою казнью озверелой Казнишь свободных, честных, смелых? Бесплодны жалкие усилья! Россия вольная ж ива !2 В простой форме, доступной для по­ нимания даже самого отсталого слоя на­ селения, поэты стремились показать кри­ зис и неизбежный крах внутренней и внешней политики Временного прави­ тельства. Так, например, в остроумных сатирических сценкахз поэт А. В. Худя­ ков высмеивает политику правительства, строившего свои действия и планы на насилии и обмане. Другой поэт, скрывший свое имя под псевдонимом Григорий Зорький, в дра­ матизированных стихотворных моноло­ гах — «откровениях»4 — дал серию портретов: капиталиста, кадета, спеку­ лянта и черносотенца — опоры Времен­ ного правительства. Со злой иронией, пе­ реходящей в сарказм, поэт высмеивает предательскую политику буржуазии. Вот, например, «откровение» капитали­ ста: Я войною умилен, В банке есть уж миллион... Бесконечно я кляну Отвергающих войну. Дай, бог, райское шитье Тем, кто выдумал ее! 1 «Революционная мы сль» , 1917, 30 сент. 2 «Знамя ре волю ции» , 1917 г., 29 окт. 3 А . В. Х удяков , «Из кровавой комедии», «К ра сноярски й рабочий» , 1917, 19 мая. 4 «О немце, черте и кадете», «Знамя рево­ лю ц и и » , 1917, 20 авг. и «Что они говорят?». «Знамя ре волю ции» , 1917, 7 окт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2