Сибирские огни, 1957, № 6
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СТИХИ В СИБИРСКИХ ГАЗЕТАХ 1917 ГОДА 219 родов Западной Сибири революционные •стихи печатались в «Известиях Совета рабочих и солдатских депутатов», в част ности, в Новониколаевске. Огромную роль в формировании рево люционных поэтов Сибири сыграла цент ральная большевистская печать. «Прав да» была школой для поэтов-сибиряков. Они учились у своих товарищей-правди- стов, использовали их опыт. Среди поэ- тов-правдистов наибольшей популярно стью в Сибири пользовался Демьян Бед ный. Многие сибирские революционные газеты в 1917 году перепечатали боль шую часть повести «Про землю, про во лю, про рабочую долю», сказку «Разрыв- трава» и ряд злободневных басен. Си бирские газеты щедро печатали и дру гих правдистов: Ал. Богданова, Ив. Ло гинова, Вал. Кичуйского, Я. Бердникова, Д. Семенова, В. Львова. В год Октябрьской революции часто на страницах сибирских газе? с револю ционными стихами выступал известный сибирский поэт Иван Ерошин. Произве дения И. Ерошина говорят о глубокой вере в победу революции, о любви к тру дящемуся человеку, о пролетарской со лидарности. С традициями пролетарских поэтов центральной России связано творчество большинства поэтов-революционеров Си бири и по тематике, по идейному содер жанию, образно-поэтическому строю, по стилю. Это говорит о единстве интересов все го народа нашей страны и, конечно, об •отсутствии областнической замкнутости и ограниченности сибирских поэтов. Слитность с революцией, со всей стра ной делала их произведения действенны ми и оперативными. Все решающие исто рические события и факты находили поэ тическое воплощение и через газету бы стро становились народным достоянием. В большинстве случаев эти произведе ния не просто описывали факты, но да вали им большевистское освещение. Об щее для всех поэтов-революционеров от ношение к задачам творчества и больше вистской прессе выразил поэт Гр. Бута ков в обращении к газете «Революцион ная мысль». Называя газету «мыслью народа», поэт говорит: «Нет выше доли в бою всегда быть впереди», защищать святые идеалы революции, вдохновлять сердца на последний решительный бой. Подобные же взгляды высказаны и в сти хах А. Эльперина «Наборщикам перио дической печати». Под пером поэта ожи вают, идут в наступление «свинцовые рати столбцов», проникая в лачуги, вры ваясь в дворцы, они несут весть о сво боде, указывают путь борьбы: Верстайте, верстайте! Постройте в шеренги немые марзаны!, В свинцовые рати сплотите столбцы! 1 Марзан — материал, заполняющий п у стые места между страницами. Пусть мир покорит их налет ураганный . Пусть блеск их свинцовый рассеет туман, Проникнет в лачуги, ворвется в дворцы... Свинцового яду в страницы вливайте! Верстайте, верстайтеП * * * В период февральской революции пе редовая сибирская пресса приветствует победу народа. «Красноярский рабочий» вместо передовых статей печатает торже ственно-призывные стихи и песни: «Но вую песню» правдиста С. Долина, «Пес ню свободы» Л. Итыгина и «Красное знамя» неизвестного автора. Самодержавие свергнуто, но борьба продолжается, и стихи вновь полны при зывов к борьбе за свободу до победного конца. Перед поэтами встала новая задача: раскрыть предательское лицо буржуаз ного Временного правительства. Не бу дет преувеличением сказать, что одним из самых сильных произведений на эту тему было стихотворение известного си бирского революционера Федора Лытки на «Керенскому»: Тиран, предатель и преступник. Чем удивить ты хочешь мир? Какой еще кровавый пир Ты хочешь дать, вероотступник? Глумясь над нашими рядами, Какие цепи с торгашами На ослепляемый народ Рука изменника кует? Едва успев народа власть Для угнетения украсть, Какою казнью озверелой Казнишь свободных, честных, смелых? Бесплодны жалкие усилья! Россия вольная ж ива !2 В простой форме, доступной для по нимания даже самого отсталого слоя на селения, поэты стремились показать кри зис и неизбежный крах внутренней и внешней политики Временного прави тельства. Так, например, в остроумных сатирических сценкахз поэт А. В. Худя ков высмеивает политику правительства, строившего свои действия и планы на насилии и обмане. Другой поэт, скрывший свое имя под псевдонимом Григорий Зорький, в дра матизированных стихотворных моноло гах — «откровениях»4 — дал серию портретов: капиталиста, кадета, спеку лянта и черносотенца — опоры Времен ного правительства. Со злой иронией, пе реходящей в сарказм, поэт высмеивает предательскую политику буржуазии. Вот, например, «откровение» капитали ста: Я войною умилен, В банке есть уж миллион... Бесконечно я кляну Отвергающих войну. Дай, бог, райское шитье Тем, кто выдумал ее! 1 «Революционная мы сль» , 1917, 30 сент. 2 «Знамя ре волю ции» , 1917 г., 29 окт. 3 А . В. Х удяков , «Из кровавой комедии», «К ра сноярски й рабочий» , 1917, 19 мая. 4 «О немце, черте и кадете», «Знамя рево лю ц и и » , 1917, 20 авг. и «Что они говорят?». «Знамя ре волю ции» , 1917, 7 окт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2