Сибирские огни, 1957, № 6

Е. КУКЛИН А Революционные стихи в сибирских газетах 1017 года Как и во всей нашей стране, в Си­ бири вместе с началом освободительного движения пролетариата зарождается ре­ волюционная поэзия. Естественно, содер­ жание ранних революционных произве­ дений отражало незрелость, стихийность рабочего движения. Над ранней револю­ ционной поэзией Сибири тяготел еще и груз народнических верований и пред­ ставлений. Так, по старой традиции, идущей от декабристов, Сибирь пред­ ставлялась страной изгнания, горя и ли­ шений; и в 80-е годы тема изгнания ■была, пожалуй, центральной во многих произведениях, созданных в Сибири. Но в это же время начинают появляться первые стихотворения о жизни сибирских рабочих. Бесправие, тяжелые нечелове­ ческие условия жизни и труда, недо­ вольство хищничеством хозяев пред­ приятий — все это становится предме­ том изображения ранней революционной поэзии Сибири. Характерным для этого периода было творчество поэта-сибиряка Василия Ми­ хайловича Михеева (1859— 1908). Глав­ ная тема его произведений — жизнь си­ бирского народа, приисковых рабочих. Состраданием и скорбью дышат стихи поэта «Через мрак к свету» и «Запева­ ла». Вместе с рабочими поэт спускает­ ся в сырую, душную шахту и видит, в каких невероятно тяжелых условиях они трудятся. Поэт стремится глубже изу­ чить жизнь рабочих, пытается найти ко­ рень зла и пути борьбы. Но либерально­ народнические убеждения мешали ему увидеть силу освобождения в самих ра­ бочих. В. М. Михеев видел в рабочем за­ давленного, замученного раба, только иногда поднимающегося до пассивного протеста (бегство в тайгу). Однако вы­ разительные картины жизни рабочих, созданные Михеевым, сами по себе оп­ ределенно сыграли революционизирую­ щую роль. К тому же Михеев одним из первых среди русских поэтов поднял го­ лос в защиту угнетенных народностей Сибири — бурят, эвенков и якутов. Решительный перелом в характере сибирской поэзии наступил в связи с ро­ стом освободительного движения проле­ тариата. В произведениях второй поло­ вины девяностых — начала девятисотых годов тяжелые, мрачные картины катор­ жного труда вытесняются бодрым революционным призывом, безысходная обреченность — жизнеутверждающим революционным пафосом. Лирические, скорбные, плавно-напевные интонации сменяет боевой ритм марша, революци­ онных песен. В Сибирь проникают пер­ вые песни революции: «Смело, товари­ щи, в ногу» Л. П. Радина, «Варшавян­ ка», «Беснуйтесь, тираны», «Красное знамя» Г. М. Кржижановского. В 1905 году Сибирь охвачена волной стачек и забастовок. В революционных боях, на баррикадах рождаются новые песни. Так, во время одной рз демонстра­ ций рабочие Барнаула распевали новую революционную песню «Казачью мар­ сельезу» Предполагают, что автором ее был известный сибирский поэт-рево- люционер рабочий Иван Тачалов. По происхождению и по характеру творче­ ства И. Тачалов был типичным предста­ вителем пролетарской поэзии той. поры. А. М. Горький, познакомившись с при­ сланными И. Тачаловым стихами, писал: «Эти и многие другие стихи Тачалова внушили мне надежду, что из него вы­ работается бодрый, смелый поэт-револю­ ционер...». И вот, когда наступили дни первой русской революции, Иван Тачалов слился с потоком революцион­ ного движения рабочих Барнаула; моло­ дой поэт пришел к твердому убежде­ нию — только с оружием в руках мож­ но добиться человеческого счастья. Однако наибольшего расцвета рево­ люционная поэзия Сибири достигла в годы борьбы за Советскую власть. Бурные события 1917 года властно при­ звали к перу армию новых поэтов из ра­ бочих, солдат и крестьян, из рядов ре­ волюционной интеллигенции. Их органи­ затором была большевистская пресса. Самый боевой1и многочисленный отряд революционно настроенных поэтов сгруп­ пировался в г. Красноярске вокруг газет «Красноярский рабочий», «Сибирская правда», «Рабоче-крестьянская газета», в Омске — «Революционная мысль», в Минусинске — «Товарищ», в Томске — «Знамя революции». В большинстве го­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2