Сибирские огни, 1957, № 6
Е. КУКЛИН А Революционные стихи в сибирских газетах 1017 года Как и во всей нашей стране, в Си бири вместе с началом освободительного движения пролетариата зарождается ре волюционная поэзия. Естественно, содер жание ранних революционных произве дений отражало незрелость, стихийность рабочего движения. Над ранней револю ционной поэзией Сибири тяготел еще и груз народнических верований и пред ставлений. Так, по старой традиции, идущей от декабристов, Сибирь пред ставлялась страной изгнания, горя и ли шений; и в 80-е годы тема изгнания ■была, пожалуй, центральной во многих произведениях, созданных в Сибири. Но в это же время начинают появляться первые стихотворения о жизни сибирских рабочих. Бесправие, тяжелые нечелове ческие условия жизни и труда, недо вольство хищничеством хозяев пред приятий — все это становится предме том изображения ранней революционной поэзии Сибири. Характерным для этого периода было творчество поэта-сибиряка Василия Ми хайловича Михеева (1859— 1908). Глав ная тема его произведений — жизнь си бирского народа, приисковых рабочих. Состраданием и скорбью дышат стихи поэта «Через мрак к свету» и «Запева ла». Вместе с рабочими поэт спускает ся в сырую, душную шахту и видит, в каких невероятно тяжелых условиях они трудятся. Поэт стремится глубже изу чить жизнь рабочих, пытается найти ко рень зла и пути борьбы. Но либерально народнические убеждения мешали ему увидеть силу освобождения в самих ра бочих. В. М. Михеев видел в рабочем за давленного, замученного раба, только иногда поднимающегося до пассивного протеста (бегство в тайгу). Однако вы разительные картины жизни рабочих, созданные Михеевым, сами по себе оп ределенно сыграли революционизирую щую роль. К тому же Михеев одним из первых среди русских поэтов поднял го лос в защиту угнетенных народностей Сибири — бурят, эвенков и якутов. Решительный перелом в характере сибирской поэзии наступил в связи с ро стом освободительного движения проле тариата. В произведениях второй поло вины девяностых — начала девятисотых годов тяжелые, мрачные картины катор жного труда вытесняются бодрым революционным призывом, безысходная обреченность — жизнеутверждающим революционным пафосом. Лирические, скорбные, плавно-напевные интонации сменяет боевой ритм марша, революци онных песен. В Сибирь проникают пер вые песни революции: «Смело, товари щи, в ногу» Л. П. Радина, «Варшавян ка», «Беснуйтесь, тираны», «Красное знамя» Г. М. Кржижановского. В 1905 году Сибирь охвачена волной стачек и забастовок. В революционных боях, на баррикадах рождаются новые песни. Так, во время одной рз демонстра ций рабочие Барнаула распевали новую революционную песню «Казачью мар сельезу» Предполагают, что автором ее был известный сибирский поэт-рево- люционер рабочий Иван Тачалов. По происхождению и по характеру творче ства И. Тачалов был типичным предста вителем пролетарской поэзии той. поры. А. М. Горький, познакомившись с при сланными И. Тачаловым стихами, писал: «Эти и многие другие стихи Тачалова внушили мне надежду, что из него вы работается бодрый, смелый поэт-револю ционер...». И вот, когда наступили дни первой русской революции, Иван Тачалов слился с потоком революцион ного движения рабочих Барнаула; моло дой поэт пришел к твердому убежде нию — только с оружием в руках мож но добиться человеческого счастья. Однако наибольшего расцвета рево люционная поэзия Сибири достигла в годы борьбы за Советскую власть. Бурные события 1917 года властно при звали к перу армию новых поэтов из ра бочих, солдат и крестьян, из рядов ре волюционной интеллигенции. Их органи затором была большевистская пресса. Самый боевой1и многочисленный отряд революционно настроенных поэтов сгруп пировался в г. Красноярске вокруг газет «Красноярский рабочий», «Сибирская правда», «Рабоче-крестьянская газета», в Омске — «Революционная мысль», в Минусинске — «Товарищ», в Томске — «Знамя революции». В большинстве го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2