Сибирские огни, 1957, № 6
только кажется. Книга захватывает чи тателя силой правды и глубокой тепло той большого авторского чувства. Сме лые, дерзкие налеты Мамонтова, его изобретательность и находчивость в про ведении самых рискованных операций— не выдумка о фантастических подвигах какого-нибудь юного героя, а неоспори мый факт, изложенный скупо и точно. В главах под характерными названиями «Первая схватка», «Формирование ар мии», «Бой в Сидорках», «Волчихин- ский бой» и т. п. вырисовывается неза урядная фигура Мамонтова, крупный ха рактер, крестьянский вожак, вышедший из толщи народной. А вот как нередко звучит у К. Урма- нова документ. Франц Суховерхов поса жен. Сделано все, чтобы его разыскать и спасти, но это не удалось. Глава на зывается «Последний привет». «Всю ночь, склонившись над столом, без огня, сидели члены комитета. Сидели молча. Уже все было перего ворено. Не сказано только последнее слово. И каждый думал о нем, какое оно будет? Когда на востоке чуть-чуть порозо вело небо, в окно постучали два раза. Михаил кинулся в сени и сейчас же ввел за собой старика-железнодорож- ника. — Ну, что? — Как? Пришедший со вздохом положил бу мажку на стол. — Вот... Михаил торопливо зажег лампу и, приблизившись к огню, прочел: «Дорогие товарищи! Военно-полевым судом приговорен к смертной казни, которая будет приведе на в исполнение через два часа. Уми раю за социальную справедливость. Шлю привет. Франц» Записка упала на стол. Окаменев и стиснув зубы, стояли по углам стола, как у гроба безвременно по гибшего товарища. Молчаливой клятвой они встретили приближающийся день, готовые на борь бу и на смерть». Совершенно очевидно: не бестрепет ный историк привел в своей работе по трясающий документ о мужественной гибели рыцаря революции, а художник, отлично понимающий цену и силу рву щегося наружу ,.но сдерживаемого чув ства. А с какой любовью, с каким эмо циональным накалом написан очерк об отряде Петра Сухова, совершившем бес примерный^ легендарный йоход по Сала- ирской тайге, по Кулундинской степи, по долинам и хребтам Горного Алтая! Три тысячи километров прошел отряд, чтобы соединиться с бойцами красного Туркестана, но погиб, не осуществив поставленной цели, не в открытом и честном бою, а от руки предателя. Трагична судьба всех участников это го похода. Неимоверные трудности пре одолевал небольшой отряд кольчугин- ских шахтеров, отбиваясь от своих озве ревших преследователей. Но очерк про низан оптимизмом, негасимой верой в победу Советской власти. Так сливалась в очерках правда исто рии с правдой искусства, так сливалась в них история и поэзия. По крупицам, любовно, много лет со бирал об отряде сведения К. Урманов. В 1936 году, в составе специальной экс педиции, он прошел по его следам, слу шая о нем рассказы, легенды и песни. И это помогло писателю создать правди вый, подлинно-художественный истори ческий очерк о несгибаемом и непобеди мом духе защитников Советской власти, руководимых большевиком Петром Су ховым. Очерк о Петре Сухове интересен так же и тем, что писатель показывает в нем рабочих-шахтеров, поднявшихся на борьбу с Колчаком. Они были самы ми решительными защитниками совет ского Кузбасса, они составляли основ ной костяк героического отряда Сухова, на протяжении всего огромного пути они создавали в деревнях и селах подполь ные организации, ставшие вскоре опор ными пунктами вспыхнувшего партизан ского движения. Как бы ни был малочи слен рабочий класс в Сибири, и здесь он выполнял роль организатора и руко водителя революционного движения, был примером стойкости и бесстрашия в защите общенародных интересов. Примечательной особенностью очер ков К. Урманова является их многогран ность в охвате событий революционной борьбы трудящихся в Сибири. Очерки— не только биографии крупных деятелей большевистского подполья или руково дителей партизанского движения; в них налицо стремление к более широкому воспроизведению сложившейся в стране обстановки, к показу жизни и быта си биряков, крестьян и рабочих, в столь бурные дни. В очерках даны вырази тельные образы врагов трудящихся — белогвардейцев, кулаков, попов, чинов ников с их зверствами, с отчаянием и злобой, с их бессильным желанием в крови утопить революцию. Стремление создать эпопею борьбы беднейшего забайкальского казачества и сибирского крестьянства против своих классовых врагов является одной из важных особенностей романов «Стро- говы» и «Даурия». При всем внимании К. Седых к се мейству Улыбиных, главный герой в ро мане «Даурия» — забайкальское казаче ство, которое в основной массе своей по степенно и неуклонно движется к пони манию идей, смысла, задач революции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2