Сибирские огни, 1957, № 6

только кажется. Книга захватывает чи­ тателя силой правды и глубокой тепло­ той большого авторского чувства. Сме­ лые, дерзкие налеты Мамонтова, его изобретательность и находчивость в про­ ведении самых рискованных операций— не выдумка о фантастических подвигах какого-нибудь юного героя, а неоспори­ мый факт, изложенный скупо и точно. В главах под характерными названиями «Первая схватка», «Формирование ар­ мии», «Бой в Сидорках», «Волчихин- ский бой» и т. п. вырисовывается неза­ урядная фигура Мамонтова, крупный ха­ рактер, крестьянский вожак, вышедший из толщи народной. А вот как нередко звучит у К. Урма- нова документ. Франц Суховерхов поса­ жен. Сделано все, чтобы его разыскать и спасти, но это не удалось. Глава на­ зывается «Последний привет». «Всю ночь, склонившись над столом, без огня, сидели члены комитета. Сидели молча. Уже все было перего­ ворено. Не сказано только последнее слово. И каждый думал о нем, какое оно будет? Когда на востоке чуть-чуть порозо­ вело небо, в окно постучали два раза. Михаил кинулся в сени и сейчас же ввел за собой старика-железнодорож- ника. — Ну, что? — Как? Пришедший со вздохом положил бу­ мажку на стол. — Вот... Михаил торопливо зажег лампу и, приблизившись к огню, прочел: «Дорогие товарищи! Военно-полевым судом приговорен к смертной казни, которая будет приведе­ на в исполнение через два часа. Уми­ раю за социальную справедливость. Шлю привет. Франц» Записка упала на стол. Окаменев и стиснув зубы, стояли по углам стола, как у гроба безвременно по­ гибшего товарища. Молчаливой клятвой они встретили приближающийся день, готовые на борь­ бу и на смерть». Совершенно очевидно: не бестрепет­ ный историк привел в своей работе по­ трясающий документ о мужественной гибели рыцаря революции, а художник, отлично понимающий цену и силу рву­ щегося наружу ,.но сдерживаемого чув­ ства. А с какой любовью, с каким эмо­ циональным накалом написан очерк об отряде Петра Сухова, совершившем бес­ примерный^ легендарный йоход по Сала- ирской тайге, по Кулундинской степи, по долинам и хребтам Горного Алтая! Три тысячи километров прошел отряд, чтобы соединиться с бойцами красного Туркестана, но погиб, не осуществив поставленной цели, не в открытом и честном бою, а от руки предателя. Трагична судьба всех участников это­ го похода. Неимоверные трудности пре­ одолевал небольшой отряд кольчугин- ских шахтеров, отбиваясь от своих озве­ ревших преследователей. Но очерк про­ низан оптимизмом, негасимой верой в победу Советской власти. Так сливалась в очерках правда исто­ рии с правдой искусства, так сливалась в них история и поэзия. По крупицам, любовно, много лет со­ бирал об отряде сведения К. Урманов. В 1936 году, в составе специальной экс­ педиции, он прошел по его следам, слу­ шая о нем рассказы, легенды и песни. И это помогло писателю создать правди­ вый, подлинно-художественный истори­ ческий очерк о несгибаемом и непобеди­ мом духе защитников Советской власти, руководимых большевиком Петром Су­ ховым. Очерк о Петре Сухове интересен так­ же и тем, что писатель показывает в нем рабочих-шахтеров, поднявшихся на борьбу с Колчаком. Они были самы­ ми решительными защитниками совет­ ского Кузбасса, они составляли основ­ ной костяк героического отряда Сухова, на протяжении всего огромного пути они создавали в деревнях и селах подполь­ ные организации, ставшие вскоре опор­ ными пунктами вспыхнувшего партизан­ ского движения. Как бы ни был малочи­ слен рабочий класс в Сибири, и здесь он выполнял роль организатора и руко­ водителя революционного движения, был примером стойкости и бесстрашия в защите общенародных интересов. Примечательной особенностью очер­ ков К. Урманова является их многогран­ ность в охвате событий революционной борьбы трудящихся в Сибири. Очерки— не только биографии крупных деятелей большевистского подполья или руково­ дителей партизанского движения; в них налицо стремление к более широкому воспроизведению сложившейся в стране обстановки, к показу жизни и быта си­ биряков, крестьян и рабочих, в столь бурные дни. В очерках даны вырази­ тельные образы врагов трудящихся — белогвардейцев, кулаков, попов, чинов­ ников с их зверствами, с отчаянием и злобой, с их бессильным желанием в крови утопить революцию. Стремление создать эпопею борьбы беднейшего забайкальского казачества и сибирского крестьянства против своих классовых врагов является одной из важных особенностей романов «Стро- говы» и «Даурия». При всем внимании К. Седых к се­ мейству Улыбиных, главный герой в ро­ мане «Даурия» — забайкальское казаче­ ство, которое в основной массе своей по­ степенно и неуклонно движется к пони­ манию идей, смысла, задач революции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2