Сибирские огни, 1957, № 6

выпирает в романе приключенческая струя. Тем не менее замысел писателя верен: без показа деятельности рабочего класса ход гражданской войны в Сибири во всем его объеме не воспроизведешь. В этом смысле особенно значителен роман А. Фадеева «Последний из удэ­ ге». Конечно, действуют в нем прежде всего крестьяне, участники народно-осво­ бодительной борьбы за Советскую власть, так как главное в содержании произведения — изображение партизан­ ской войны в Южно-Уссурийском крае. Но закономерно центральными персона­ жами эпопеи становятся представители коренного, потомственного рабочего класса, как Петр Сурков и Алеша Ма­ ленький. Это люди необыкновенной жиз­ ненной закалки, они до последнего ды­ хания преданы партии и народу. Помимо рабочих, выросших до руково­ дителей революционного движения, пи­ сатель создает многочисленные образы рядовых рабочих Сучанских рудников. Они рисуются людьми крепкими, могу­ чими и величественными. В них подчер­ кивается автором высокая идейность и огромная моральная сила, постоянная готовность к борьбе и жертвам. Таким образом, с большой глубиной и обосно­ ванностью раскрывается руководящая роль рабочего класса, коммунистической партии в партизанском, преимуществен­ но крестьянском, движении, убедительно показывается, как складывался военно­ политический союз рабочего класса и трудового крестьянства. Кроме того, ав­ тор эпопеи стремился развернуть зна­ менательнейшие для революционной эпохи картины перехода даже самых от­ сталых народов страны к социализму. Под влиянием русских передовых людей и русской революции у охотника-удэге рождаются дерзкие мечты — изменить весь уклад жизни удэгейцев. Дружбу на­ родов принесла с собою Великая Ок­ тябрьская революция. Оценивая свой роман, А. Фадеев сето­ вал, что «в нем очень мало подлинной историчности». Действительно, в романе нет исторических лиц. Однако от этого он не утратил своего важнейшего каче­ ства — историзма, ибо это подлинная эпопея о жизни и борьбе простого тру­ дового народа и его определяющей роли в истории страны. Иная по характеру и замыслу повесть В. Кожевникова «Заре навстречу»; на наш взгляд, она тоже исторична, хотя в ней также нет исторических лиц. У В. Ко­ жевникова основное внимание сосредо­ точено на событиях эпохи, на реальных делах людей, совершивших революцию, но преломленных через восприятие ре­ бенка. При этом ребенок не пассивно воспринимает окружающее, а живет им, действует, словом, растет как человек, как характер. Этот показ развития инди­ видуального характера, данного в непо­ средственной и постоянной связи с боль­ шим кругом исторических дел, и порож­ дает ту историчность, без которой не­ мыслимо реалистическое произведение о прошлом Тима Сапожников встречается то с сол­ датом Егоровым, то с механиком Капе- люхиным, то с крестьянином Анкудино­ вым и многими другими представителя­ ми народа. Почти все они в той или иной степени — добровольные участники ре­ волюционного движения, люди честные, смелые, самоотверженные. Тима с ними общается, распознает их характеры, про­ никается к ним уважением. А в целом — получается исторически верная картина подъема трудящихся накануне и в ходе гражданской войны. Большое значение для развития рево­ люционного движения в Сибири имели политические ссыльные самодержавия. Они несли с собою идеи Ленина, страст­ ную убежденность, волю к победе. Этот круг людей хорошо изображен В. Кожев­ никовым. Варвара и Петр Сапожниковы — родители Тимы — рядовые больше­ вистской партии. Это они, каждый на своем месте, осуществляли ее волю, бы­ ли частицей того единого в своих стрем­ лениях коллектива, который направлял ход революционных событий в далеких от Москвы уголках Сибири и Дальнего Востока. Кристально чистые, беззаветно преданные революции, народу, не слом­ ленные ни тюрьмой, ни ссылкой, ни нуждой, они мужественно шли по перед­ нему краю исторических событий. Художественно убедительный показ обреченности врагов народа, показ са­ мого народа, идущего по пути организо­ ванной борьбы с царизмом, изображение рядовых партий, для которых счастье жизни — в служении народу, наконец, поэтическое воспроизведение складываю­ щегося характера человека, которому предстоит своими руками построить со­ циалистическое общество, и создает ис­ торическую достоверность произведения и ту светлую его приподнятость, кото­ рую мы часто называем романтической. Подлинный историзм и приподнятость повествования в художественной литера­ туре о гражданской войне проявляется по-разному. Своеобразен, например, вклад К. Урманова. Кроме рассказов о гражданской войне, он написал книгу исторических очерков «Путь славных». Они посвящены беззаветным борцам ре­ волюции, память о которых «никогда не умрет в народе». Франц Суховерхов, Петр Сухов, Ефим Мамонтов — лица исторические. Писа­ тель стремился в своих очерках докумен­ тировать каждое слово. Он приводит письма и автобиографии героев, прика­ зы и листовки, сообщения из газет, с тщательностью историка излагает фак­ ты и факты. Кажется, что может быть суше, бесстрастнее! Между тем, это

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2