Сибирские огни, 1957, № 6
выпирает в романе приключенческая струя. Тем не менее замысел писателя верен: без показа деятельности рабочего класса ход гражданской войны в Сибири во всем его объеме не воспроизведешь. В этом смысле особенно значителен роман А. Фадеева «Последний из удэ ге». Конечно, действуют в нем прежде всего крестьяне, участники народно-осво бодительной борьбы за Советскую власть, так как главное в содержании произведения — изображение партизан ской войны в Южно-Уссурийском крае. Но закономерно центральными персона жами эпопеи становятся представители коренного, потомственного рабочего класса, как Петр Сурков и Алеша Ма ленький. Это люди необыкновенной жиз ненной закалки, они до последнего ды хания преданы партии и народу. Помимо рабочих, выросших до руково дителей революционного движения, пи сатель создает многочисленные образы рядовых рабочих Сучанских рудников. Они рисуются людьми крепкими, могу чими и величественными. В них подчер кивается автором высокая идейность и огромная моральная сила, постоянная готовность к борьбе и жертвам. Таким образом, с большой глубиной и обосно ванностью раскрывается руководящая роль рабочего класса, коммунистической партии в партизанском, преимуществен но крестьянском, движении, убедительно показывается, как складывался военно политический союз рабочего класса и трудового крестьянства. Кроме того, ав тор эпопеи стремился развернуть зна менательнейшие для революционной эпохи картины перехода даже самых от сталых народов страны к социализму. Под влиянием русских передовых людей и русской революции у охотника-удэге рождаются дерзкие мечты — изменить весь уклад жизни удэгейцев. Дружбу на родов принесла с собою Великая Ок тябрьская революция. Оценивая свой роман, А. Фадеев сето вал, что «в нем очень мало подлинной историчности». Действительно, в романе нет исторических лиц. Однако от этого он не утратил своего важнейшего каче ства — историзма, ибо это подлинная эпопея о жизни и борьбе простого тру дового народа и его определяющей роли в истории страны. Иная по характеру и замыслу повесть В. Кожевникова «Заре навстречу»; на наш взгляд, она тоже исторична, хотя в ней также нет исторических лиц. У В. Ко жевникова основное внимание сосредо точено на событиях эпохи, на реальных делах людей, совершивших революцию, но преломленных через восприятие ре бенка. При этом ребенок не пассивно воспринимает окружающее, а живет им, действует, словом, растет как человек, как характер. Этот показ развития инди видуального характера, данного в непо средственной и постоянной связи с боль шим кругом исторических дел, и порож дает ту историчность, без которой не мыслимо реалистическое произведение о прошлом Тима Сапожников встречается то с сол датом Егоровым, то с механиком Капе- люхиным, то с крестьянином Анкудино вым и многими другими представителя ми народа. Почти все они в той или иной степени — добровольные участники ре волюционного движения, люди честные, смелые, самоотверженные. Тима с ними общается, распознает их характеры, про никается к ним уважением. А в целом — получается исторически верная картина подъема трудящихся накануне и в ходе гражданской войны. Большое значение для развития рево люционного движения в Сибири имели политические ссыльные самодержавия. Они несли с собою идеи Ленина, страст ную убежденность, волю к победе. Этот круг людей хорошо изображен В. Кожев никовым. Варвара и Петр Сапожниковы — родители Тимы — рядовые больше вистской партии. Это они, каждый на своем месте, осуществляли ее волю, бы ли частицей того единого в своих стрем лениях коллектива, который направлял ход революционных событий в далеких от Москвы уголках Сибири и Дальнего Востока. Кристально чистые, беззаветно преданные революции, народу, не слом ленные ни тюрьмой, ни ссылкой, ни нуждой, они мужественно шли по перед нему краю исторических событий. Художественно убедительный показ обреченности врагов народа, показ са мого народа, идущего по пути организо ванной борьбы с царизмом, изображение рядовых партий, для которых счастье жизни — в служении народу, наконец, поэтическое воспроизведение складываю щегося характера человека, которому предстоит своими руками построить со циалистическое общество, и создает ис торическую достоверность произведения и ту светлую его приподнятость, кото рую мы часто называем романтической. Подлинный историзм и приподнятость повествования в художественной литера туре о гражданской войне проявляется по-разному. Своеобразен, например, вклад К. Урманова. Кроме рассказов о гражданской войне, он написал книгу исторических очерков «Путь славных». Они посвящены беззаветным борцам ре волюции, память о которых «никогда не умрет в народе». Франц Суховерхов, Петр Сухов, Ефим Мамонтов — лица исторические. Писа тель стремился в своих очерках докумен тировать каждое слово. Он приводит письма и автобиографии героев, прика зы и листовки, сообщения из газет, с тщательностью историка излагает фак ты и факты. Кажется, что может быть суше, бесстрастнее! Между тем, это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2