Сибирские огни, 1957, № 6
н. яновскии героев до потрясающих подвигов. Но со вершенно очевидно, что героическую действительность нет необходимости ставить на ходули. Романтика реальной борьбы возвышеннее и действеннее, са мых красочных домыслов. Роман Д. Нагшщщня- «Сердце Бони- вура» — о комсомольцах, участниках гражданской войны на Дальнем Востоке. Любопытно, что там, где писатель идет от жизни, от реальной борьбы, выри совывается образ героического человека, для которого самоотверженность, вер ность Родине является естественным проявлением обыкновенных качеств ря дового комсомольца; там, где он идет от литературных представлений о героиз ме, вырисовывается образ человека, который поминутно становится в позу героя необыкновенного, исключительно го. Надо сказать, что побеждает в образе Бонивура то, что идет от жизни. И эта идущая от жизни героика захватывает читателя, ведет за собой, воодушевляет. Что нового принесла с собою дальней шая разработка темы гражданской вой ны в Сибири? Если ранее для большин ства писателей характерно было увлече ние крестьянским движением, если чаще всего изображались отдельные эпизоды борьбы, то теперь события этого периода берутся значительно шире и разносто роннее. Так, Д. Нагишкин через образы Алеши и Тани Пужняк, детей рабочего, заму ченного колчаковцами, рисует большой и спаянный коллектив железнодорожных рабочих, основную среду, в которой вы ковывались стойкие характеры героев- комсомольцев. Здесь же писатель вводит образ молодого китайского рабочего Пэ на, принимающего активнейшее участие в партизанском движении. Подробно ри суются писателем американские и иные интервенты. Историзм, широкий и многосторонний охват событий, эпический характер по вествования свойственны подавляющему большинству произведений о граждан ской войне в Сибири, появившихся в последнее время. Богатый опыт писате лей первого поколения, метод социали стического реализма с его требованием конкретно исторического, правдивого изображения действительности в ее ре волюционном развитии, с его требовани ем активной защиты прогрессивных об щественных сил и идей в их борьбе со старым и реакционным во имя интере сов трудящихся масс, позволили писате- лям приступить к созданию историче ской эпопеи о революции и гражданской Еойне. Тяготение к большой эпической фор ме обнаружилось в литературе еще в первые годы Советской власти. Вспом ним хотя бы «Перегной» JI. Сейфулли- ной или «Железный поток» А. Серафи мовича. Затем жанр романа-эпопеи за нял господствующее место. И явление это не случайное, оно связано не с инди видуальными склонностями художника, а обусловлено самой жизнью — необхо димостью осмысления величайшего исто рического переворота в жизни народа. Именно поэтому появились такие значи тельные эпические повествования, как «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого. Почти все твор чество многих советских писателей бы ло связано с упорными поисками мону ментальных эпических форм для выра жения героического содержания револю ционной эпохи. Естественно, что на громадном уже накопленном историческом материале о гражданской войне в Сибири рождаются эпические полотна многих советских пи сателей. Пожалуй, наиболее характер ными из них — как своими достоинства ми, так и недостатками — являются ро маны А. Фадеева, К. Седых, Г. Маркова, Ю. Бессонова. В художественном отношении роман Ю. Бессонова «Восстание» значительно уступает, например, «Даурии» К. Седых. Однако в нем воспроизведен историче ский процесс во всей его многосложно сти, и судьбами людей управляет не случай, а столкновение классов, ход са мой истории, отражены судьбы народа, взявшегося за оружие против своих из вечных угнетателей. Все это производит вполне определенное впечатление, что мы имеем дело с серьезной попыткой создать исторический эпос. Ю. Бессонов правильно отразил дей ствительную расстановку сил в граждан ской войне, четко и ясно охарактеризо вал борющиеся стороны, подчеркнул вы дающуюся роль рабочего класса и его партии. Неслучайно такое пристальное внимание уделил он изображению Ку- ломзинского восстания рабочих. После провала штаба восстания в Омске кулом- зинские рабочие не сложили оружия, они мужественно приняли на себя весь удар разъяренного, хорошо вооружен ного противника, самоотверженно поги бали, но не сдавались. Восстание было жестоко подавлено. Но оно послужило толчком к новым и новым массовым ан- тиколчаковским выступлениям в Сибири. Однако у Ю. Бессонова массовые сце ны не вплетены столь же органично в ход повествования, в характеристику от дельных лиц, как, допустим, в повестях Вс. Иванова или Л. Сейфуллиной. Силу народного гнева, размах революционного движения в Сибири писатель показал без достаточной полноты. Слишком много отведено места описаниям партизанской экзотики с непомерно разбухшими, лиш ними историями о самогонщице Селива- нихе и попе-расстриге Алякринском; не заслуженно выставлен на передний план весьма неопределенный и расплывчатый по характеру Никита Нестеров, заметно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2