Сибирские огни, 1957, № 6

н. яновскии героев до потрясающих подвигов. Но со­ вершенно очевидно, что героическую действительность нет необходимости ставить на ходули. Романтика реальной борьбы возвышеннее и действеннее, са­ мых красочных домыслов. Роман Д. Нагшщщня- «Сердце Бони- вура» — о комсомольцах, участниках гражданской войны на Дальнем Востоке. Любопытно, что там, где писатель идет от жизни, от реальной борьбы, выри­ совывается образ героического человека, для которого самоотверженность, вер­ ность Родине является естественным проявлением обыкновенных качеств ря­ дового комсомольца; там, где он идет от литературных представлений о героиз­ ме, вырисовывается образ человека, который поминутно становится в позу героя необыкновенного, исключительно­ го. Надо сказать, что побеждает в образе Бонивура то, что идет от жизни. И эта идущая от жизни героика захватывает читателя, ведет за собой, воодушевляет. Что нового принесла с собою дальней­ шая разработка темы гражданской вой­ ны в Сибири? Если ранее для большин­ ства писателей характерно было увлече­ ние крестьянским движением, если чаще всего изображались отдельные эпизоды борьбы, то теперь события этого периода берутся значительно шире и разносто­ роннее. Так, Д. Нагишкин через образы Алеши и Тани Пужняк, детей рабочего, заму­ ченного колчаковцами, рисует большой и спаянный коллектив железнодорожных рабочих, основную среду, в которой вы­ ковывались стойкие характеры героев- комсомольцев. Здесь же писатель вводит образ молодого китайского рабочего Пэ­ на, принимающего активнейшее участие в партизанском движении. Подробно ри­ суются писателем американские и иные интервенты. Историзм, широкий и многосторонний охват событий, эпический характер по­ вествования свойственны подавляющему большинству произведений о граждан­ ской войне в Сибири, появившихся в последнее время. Богатый опыт писате­ лей первого поколения, метод социали­ стического реализма с его требованием конкретно исторического, правдивого изображения действительности в ее ре­ волюционном развитии, с его требовани­ ем активной защиты прогрессивных об­ щественных сил и идей в их борьбе со старым и реакционным во имя интере­ сов трудящихся масс, позволили писате- лям приступить к созданию историче­ ской эпопеи о революции и гражданской Еойне. Тяготение к большой эпической фор­ ме обнаружилось в литературе еще в первые годы Советской власти. Вспом­ ним хотя бы «Перегной» JI. Сейфулли- ной или «Железный поток» А. Серафи­ мовича. Затем жанр романа-эпопеи за­ нял господствующее место. И явление это не случайное, оно связано не с инди­ видуальными склонностями художника, а обусловлено самой жизнью — необхо­ димостью осмысления величайшего исто­ рического переворота в жизни народа. Именно поэтому появились такие значи­ тельные эпические повествования, как «Тихий Дон» М. Шолохова и «Хождение по мукам» А. Толстого. Почти все твор­ чество многих советских писателей бы­ ло связано с упорными поисками мону­ ментальных эпических форм для выра­ жения героического содержания револю­ ционной эпохи. Естественно, что на громадном уже накопленном историческом материале о гражданской войне в Сибири рождаются эпические полотна многих советских пи­ сателей. Пожалуй, наиболее характер­ ными из них — как своими достоинства­ ми, так и недостатками — являются ро­ маны А. Фадеева, К. Седых, Г. Маркова, Ю. Бессонова. В художественном отношении роман Ю. Бессонова «Восстание» значительно уступает, например, «Даурии» К. Седых. Однако в нем воспроизведен историче­ ский процесс во всей его многосложно­ сти, и судьбами людей управляет не случай, а столкновение классов, ход са­ мой истории, отражены судьбы народа, взявшегося за оружие против своих из­ вечных угнетателей. Все это производит вполне определенное впечатление, что мы имеем дело с серьезной попыткой создать исторический эпос. Ю. Бессонов правильно отразил дей­ ствительную расстановку сил в граждан­ ской войне, четко и ясно охарактеризо­ вал борющиеся стороны, подчеркнул вы­ дающуюся роль рабочего класса и его партии. Неслучайно такое пристальное внимание уделил он изображению Ку- ломзинского восстания рабочих. После провала штаба восстания в Омске кулом- зинские рабочие не сложили оружия, они мужественно приняли на себя весь удар разъяренного, хорошо вооружен­ ного противника, самоотверженно поги­ бали, но не сдавались. Восстание было жестоко подавлено. Но оно послужило толчком к новым и новым массовым ан- тиколчаковским выступлениям в Сибири. Однако у Ю. Бессонова массовые сце­ ны не вплетены столь же органично в ход повествования, в характеристику от­ дельных лиц, как, допустим, в повестях Вс. Иванова или Л. Сейфуллиной. Силу народного гнева, размах революционного движения в Сибири писатель показал без достаточной полноты. Слишком много отведено места описаниям партизанской экзотики с непомерно разбухшими, лиш­ ними историями о самогонщице Селива- нихе и попе-расстриге Алякринском; не­ заслуженно выставлен на передний план весьма неопределенный и расплывчатый по характеру Никита Нестеров, заметно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2