Сибирские огни, 1957, № 6
продолжали волновать советских писа телей. Появляются произведения, тяго теющие к широкому охвату лиц и собы тий, как «Атаманщидя» М Алркгррря создаются книги с большим эпическим размахом, как «Последний из.уддср» А - Фадеева, «Даурия» К. Седых или «Строговы» Г. Маркова, пишутся такие тщательно документированные произве дения, как очерки К. Урманова «Путь славных» или роман «Восстание» Ю. Бессонова, появляются срайнйтёльЭб йёбольпГие повести, в которых нет исто рических лиц, но есть стремление пере дать характерные особенности бурного времени — «Саяны горят* ТТ Пртргщ «Друзья» Е. Н е омитина или совсем не давно появившаяся повесть В. Кожевни кова «Заре навстречу». Короче говоря, ^же создано множество самых различ ных по характеру книг (здесь не назва но и десятой их части), так или иначе связанных с конкретными фактами борь бы народов Сибири с белогвардейщииой и интервентами. Среди массы книг о гражданской вой не в Сибири есть произведения художе ственно слабые, исторически недосто- щина», например, претендующий на ис торическую эпопею, по существу не ис торичен. В нем что ни строчка — то фальшь и неточность. О народе в рома не говорится немало, но поверить в его реальное существование невозможно — так бескрасочно и неверно он воспроиз веден. Вот характерная сценка. «Зашумели шумом таежные сельские улицы. — Бунтуют? — Бунтуют. — Колчака не хотят? — Еще хотеть. Земли помещикам, по дати кулакам. — При Советах не платили... — При Советах, конечно... наша власть. — Мобилизация? — Мобилизация, однако. — Ну, так как же, пойдем? — Надо идти. . — А как же! Приказ...» Помимо того, что речь говорящих ли шена какой-либо свойственной крестья нам характерности, здесь еще и нема ло неточностей. Как понять — подати кулакам? О каких помещичьих землях идет разговор в Сибири? Так ли уж про сто решался важнейший вопрос — идти или не идти в революционную армию? Главное внимание автора сосредоточе но на зверствах колчаковцев, но изобра жение их носит у него какой-то несерь езный, «камерный», характер, и чаще всего оно исчерпывается информацией о разоренных деревнях, о замученных лю дях, Автор решительно ничего не знает о людях большевистского подполья, и потому выглядят они у него на редкость недостоверными. Другое дело— «Атаманщина» М. Але- ксеева. По замыслу автора, это роман- хрбнйка. В нем изображены подлинные события, и действуют, наряду с вымыш ленными, лица исторические. Ведущие герои хроники — коммунисты Либекур, Кулыгин, Торин. Они организаторы и ру ководители сопротивления атаману Ан ненкову. Особенно выразителен образ Либекура, стойкого, мужественного че ловека, отдавшего всю свою жизнь делу революции. Роман завершается его тра гической гибелью. Убедителен образ Ан ненкова. Показано, что вероломство и зверства атамана и его сторонников вы текают из самой контрреволюционной природы атаманщины. И все-таки эпоса о гражданской войне в Сибири у М. Алек сеева не получилось. Писатель почему-то убежден, что без сногсшибательных сю жетных ходов, без фантастических по хождений героев существовать роман не может. В каких только переплетах ни побывал романтически настроенный большевик Кулыгин! Под собственным именем разгуливает он по ставке атама на, присутствует на допросе предателя, с необыкновенной легкостью организует побег пленных коммунистов. И всюду, как в сказке, он выходит живым и не вредимым. Мешает достичь поставлен ной цели и выспренный, псевдороманти- ческий стиль романа, хотя в нем и есть •хорошие, драматически сильно написан ные картины. Искусственная приподнятость, аван тюрность содержания характерны и для некоторых других произведений. Очень близки между собою повести П. Петрова «Саяны £о^)ят».щ_Е. Цермитина «Дру- зь'Я». Основные герои у них — дети, непосредственные и активные участни ки Гражданской войны. Авторы не стре мились к охвату всех исторических собы тий, они ставили перед собой сравни тельно узкую цель — показать форми рование героических характеров юношей под прямым воздействием революцион ных событий. Они хотели раскрыть ос новные черты характера революционной молодежи — пылкую преданность ро дине, жажду подвигов, искреннюю и бес страшную ненависть к врагам револю ции. Однако в повестях П. Петрова и Е. Пермитина преобладает нарочитая развлекательность. Дети у них часто попадают в слишком неправдоподобные обстоятельства, а взрослые словно только тем и занимаются, что помогают им в такие обстоятельства попадать. И М. Алексеев, и П. Петров, и Е. Пер- митин, строя сюжеты своих произведе ний на авантюрно-приключенческой ос нове — пусть один меньше, другой — больше,— полагали, вероятно, что они создают произведения романтические; они сознательно приподнимали своих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2