Сибирские огни, 1957, № 6

которую он сам красочно и сильно выра­ зил в других своих произведениях. Ни­ кто не оспаривает большую заслугу пи­ сателя, впервые рассказавшего о герои­ ческих подвигах людей, совершивших Великую социалистическую революцию. Недаром А. Фадеев писал Вс. Иванову: «Ты принадлежишь к тому поколению писателей, на долю которого выпала честь-счастье — сказать первые слова о том, что принесла людям Октябрьская революция. Никому не было известно, какими словами можно выразить в ис­ кусстве этот невиданный переворот в жизни, в быту, в сознании людей. Да и, казалось, возможно ли выразить это вот так, сразу, на другой день, еще почти в огне схватки? И ты сказал эти первые слова...»1 Заслуга писателя бесспорна, но было бы наивно утверждать, что творчество его лишено противоречий, что путь его в литературе гладок. Руководящая и направляющая роль большевистской партии убедительно и верно показана в романе «Два мира» За­ зубрина — то в прямых публицистиче­ ских отступлениях, то в образах комму­ нистов, руководителей революционного движения в Сибири. Правда, эти образы не относятся к числу бесспорных удач писателя. Но у читателя нет никаких со­ мнений в том, что автор любит своих ге- роев-коммунистов за их беззаветную сме­ лость в борьбе с врагами народа; за их преданность идеям социализма, за их" пламенную веру в победу. Глубоким смыслом наполнена одна из самых напряженных глав романа — «Пили, пили». Прижатые к тайге парти­ заны, организованные коммунистом Жар­ ковым, отбиваются от наседающего про­ тивника и пропиливают сквозь тайгу вы­ ход к спасительнице-реке. Глава эта на­ поминает нам заключительную сцену из «Разгрома» А. Фадеева: в ней также ейльно вЫраЖена" вера в несокрушимую мощь организованного коммунистами коллектива. А. Фадеев, свидетель и непосредствен­ ный участник гражданской войны на Дальнем Востоке, с особенной вырази­ тельностью подчеркнул руководящую роль коммунистической партии. В пове­ сти «Разгром» он создал образ Левинсо­ на, в котором счастливо сочетались ка­ чества зрелого большевика и военный талант руководителя партизанского от­ ряда. Образ коммуниста Левинсона — выдающееся достижение советской лите­ ратуры, в нем выражена глубокая прав­ да о гражданской войне, о революции. Но эти качества большевика, персони­ фицированные в образе Левинсона, ста­ ли канонизироваться в нашем литерату­ роведении как неизменная норма. Если 1 А. Фадеев. За тридцать лет. «Сов. писа­ тель», М., 1957, стр. 801. в повести или в романе отсутствует та­ кой большевик, интеллигент или рабо­ чий, если рядом с партизанствующим Чапаевым не поставлен Фурманов, то непременно объявлялось, что автор про­ изведения умаляет роль партии, воспе­ вает стихийность революционного дви­ жения и т. п. Так, примерно, поступили с лучшими произведениями и Л. Сей- фуллиной, и Вс. Иванова, и А. Неве­ рова. В повестях и рассказах Л. Сейфулли- ной, в которых она изображает граж­ данскую войну в Сибири, есть недостат­ ки. Писательница, вопреки логике ею же созданных образов, иногда вдруг пы­ тается объяснить поведение крестьян таинственными «нутряными зовами». Она довольно часто напоминает о звери­ ном в человеке, в толпе; о революции пишет как о разбуженной крови челове­ ческой: «самую Страшную стихию — кровь человеческую — разбудили». Но объективный смысл ее произведений не в поэтизации полуанархической вольни­ цы, а в поэтизации массового всенарод­ ного движения в защиту социалистиче­ ской революции. Рядом с малограмот­ ным, часто ошибающимся Софроном из повести «Перегной» нет коммуниста. Но это Софрон организует запись в больше­ вистскую партию, это Софрон ведет дис­ пут о «марксовом учении», это он как «своего знакомого» представлял одно­ сельчанам Ленина — по портрету — на­ конец, он же является организатором первых коммун на селе. Образы Софро- на и его сподвижников — это блестящее свидетельство проникновения ленинских идей в толщу народных масс. Так про­ изошло потому, что большевистская пар­ тия на самом деле отражала народные чаяния и надежды. «Никогда миллионы людей,— писал В. И. Ленин,— не будут слушать советы партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит опыт собственной жизни». 1 Миллионы Софро- нов пошли за партией Ленина, потому что учение и дела партии совпадали с их опытом живни, с их стремлениями и же­ ланиями. Первые произведения о гражданской войне, созданные ее непосредственными участниками или свидетелями, являются не просто произведениями искусства, но и своеобразным документом эпохи, даю­ щим живое представление о времени и людях. И в этом громадная ценность их для советского народа. II В последующие годы и до сегодняшне­ го дня интерес к темам гражданской вой­ ны в Сибири не ослабел. Сложные и своеобразные события этого периода 1 В. И. Ленин. Собрание сочинений, т. 24, стр. 457.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2