Сибирские огни, 1957, № 6
которую он сам красочно и сильно выра зил в других своих произведениях. Ни кто не оспаривает большую заслугу пи сателя, впервые рассказавшего о герои ческих подвигах людей, совершивших Великую социалистическую революцию. Недаром А. Фадеев писал Вс. Иванову: «Ты принадлежишь к тому поколению писателей, на долю которого выпала честь-счастье — сказать первые слова о том, что принесла людям Октябрьская революция. Никому не было известно, какими словами можно выразить в ис кусстве этот невиданный переворот в жизни, в быту, в сознании людей. Да и, казалось, возможно ли выразить это вот так, сразу, на другой день, еще почти в огне схватки? И ты сказал эти первые слова...»1 Заслуга писателя бесспорна, но было бы наивно утверждать, что творчество его лишено противоречий, что путь его в литературе гладок. Руководящая и направляющая роль большевистской партии убедительно и верно показана в романе «Два мира» За зубрина — то в прямых публицистиче ских отступлениях, то в образах комму нистов, руководителей революционного движения в Сибири. Правда, эти образы не относятся к числу бесспорных удач писателя. Но у читателя нет никаких со мнений в том, что автор любит своих ге- роев-коммунистов за их беззаветную сме лость в борьбе с врагами народа; за их преданность идеям социализма, за их" пламенную веру в победу. Глубоким смыслом наполнена одна из самых напряженных глав романа — «Пили, пили». Прижатые к тайге парти заны, организованные коммунистом Жар ковым, отбиваются от наседающего про тивника и пропиливают сквозь тайгу вы ход к спасительнице-реке. Глава эта на поминает нам заключительную сцену из «Разгрома» А. Фадеева: в ней также ейльно вЫраЖена" вера в несокрушимую мощь организованного коммунистами коллектива. А. Фадеев, свидетель и непосредствен ный участник гражданской войны на Дальнем Востоке, с особенной вырази тельностью подчеркнул руководящую роль коммунистической партии. В пове сти «Разгром» он создал образ Левинсо на, в котором счастливо сочетались ка чества зрелого большевика и военный талант руководителя партизанского от ряда. Образ коммуниста Левинсона — выдающееся достижение советской лите ратуры, в нем выражена глубокая прав да о гражданской войне, о революции. Но эти качества большевика, персони фицированные в образе Левинсона, ста ли канонизироваться в нашем литерату роведении как неизменная норма. Если 1 А. Фадеев. За тридцать лет. «Сов. писа тель», М., 1957, стр. 801. в повести или в романе отсутствует та кой большевик, интеллигент или рабо чий, если рядом с партизанствующим Чапаевым не поставлен Фурманов, то непременно объявлялось, что автор про изведения умаляет роль партии, воспе вает стихийность революционного дви жения и т. п. Так, примерно, поступили с лучшими произведениями и Л. Сей- фуллиной, и Вс. Иванова, и А. Неве рова. В повестях и рассказах Л. Сейфулли- ной, в которых она изображает граж данскую войну в Сибири, есть недостат ки. Писательница, вопреки логике ею же созданных образов, иногда вдруг пы тается объяснить поведение крестьян таинственными «нутряными зовами». Она довольно часто напоминает о звери ном в человеке, в толпе; о революции пишет как о разбуженной крови челове ческой: «самую Страшную стихию — кровь человеческую — разбудили». Но объективный смысл ее произведений не в поэтизации полуанархической вольни цы, а в поэтизации массового всенарод ного движения в защиту социалистиче ской революции. Рядом с малограмот ным, часто ошибающимся Софроном из повести «Перегной» нет коммуниста. Но это Софрон организует запись в больше вистскую партию, это Софрон ведет дис пут о «марксовом учении», это он как «своего знакомого» представлял одно сельчанам Ленина — по портрету — на конец, он же является организатором первых коммун на селе. Образы Софро- на и его сподвижников — это блестящее свидетельство проникновения ленинских идей в толщу народных масс. Так про изошло потому, что большевистская пар тия на самом деле отражала народные чаяния и надежды. «Никогда миллионы людей,— писал В. И. Ленин,— не будут слушать советы партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит опыт собственной жизни». 1 Миллионы Софро- нов пошли за партией Ленина, потому что учение и дела партии совпадали с их опытом живни, с их стремлениями и же ланиями. Первые произведения о гражданской войне, созданные ее непосредственными участниками или свидетелями, являются не просто произведениями искусства, но и своеобразным документом эпохи, даю щим живое представление о времени и людях. И в этом громадная ценность их для советского народа. II В последующие годы и до сегодняшне го дня интерес к темам гражданской вой ны в Сибири не ослабел. Сложные и своеобразные события этого периода 1 В. И. Ленин. Собрание сочинений, т. 24, стр. 457.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2