Сибирские огни, 1957, № 6
событие животрепещущей современно сти не могло быть правильно изображе но без соотнесения с происшедшими в период гражданской войны переменами, без понимания сущности этих перемен. Что было самым характерным для лучших произведений первых лет Совет ской власти, изображавших граждан скую войну? Прежде всего, воспроизве дение народной массы как решающей /силы в ходе революции. Отсюда при стальное внимание к изображению на рода, его чувств, мыслей и поступков во всей их непосредственности. Нередко сюжетным стержнем всего произведения являлось действие самих масс. Так по строены «Падение Дайра» А. Малыш- кина, «Перегной» Л. Сейфуллиной, «Же лезный потбк» А. Серафимовича и мно гие другие. Народ — по существу центральный ге рой и романа В. Зазубрина «Два мира», первого советского романа 6 граждан ской войне в Сибири. В нем одна массо вая сцена сменяется другой, герои появ ляются на страницах произведения и не заметно исчезают, потому что не отдель ную судьбу человека стремится просле дить автор, а запечатлеть поступь исто рии, ход революции, олицетворенной в действиях огромных масс. В высшей степени характерны в этом отношении «Партизанские повести» Вс. Иванова и «Перегной» Л. Сейфуллиной. ВтПйЛга первом плане — изображение действующего людского потока, а глав ные персонажи, будь то Вершинин или Софрон, Селезнев или Редькин, не отде лимы от этого бушующего потока. Писа тели смело берутся за изображение ми тинга, большой толпы или столкновения масс. И это очень хорошо и убедительно передает характер времени, бурлящей, клокочущей России, разбуженного рево люцией народа. Пафосом борьбы двух непримиримых миров, пафосом победы, торжества народа пронизаны эти произ ведения. Однако в изображении народа, в част ности, революционного крестьянства в Сибири, у писателей первого десятиле тия множество оттенков. То оно у них здоровое и радостное, то темное и страш ное, то безликое... Звериное и человече ское в нем причудливо сочетается, а все побеждающая сила его неотвратима, как судьба. В богатой художественной палитре Вс. Иванова отсутствуют мрачные тона и краски, когда он рисует своих парти зан. JI. Сейфуллина бесстрашно обнажа ет их скованные тьмой души. Чего толь ко в них нет! Эгоизм и самоотречение, властолюбие и покорность, грубость и нежность. Ис. Гольдберг в книге расскя. 30в «Путь, не отмеченный на карте» изо- бражаёт~Сибирских крестьян как' людей неподвижных, мрачных и трудных. За стоялось в них старое, собственническое, хищно-стадное. А если поднимались и партизанить уходили, то все равно оста вались силой грозно-мрачной, необуз данной, страшной. Красные отряды двигались «в великом стихийном беспорядке». Если настигали они врага — «вставал шум схватки. Рвался рев... рев таежный, звериный, подстать тайге». Вид у партизан изму ченный, но действия неумолимы, их путь — «морозный, снежный, смертный путь». «За ними оставался широкий след. И на нем — могилы, десятки мо гил... Они шли неотвратно, как судьба». И даже «их песни, которые они порою пели хриплыми простуженными голоса ми, будили тоску и тревогу в темном молчании» (см. «Болезнь»), Здесь мы вплотную сталкиваемся с вопросом о стихийном и сознательном участии сибирского крестьянства в рево люции, в гражданской войне. У нас дол гое (время господствовало в литературо ведении резкое разделение писателей на две группы — на тех, кто воспевал сти хийное начало революции, и на тех, кто поэтизировал пролетарскую сознатель ность. В результате многие писатели, ри совавшие правду о гражданской войне, были отодвинуты на третьестепенный план, а их произведения объявлены ущербными, неудачными, неполноцен ными. Стихийное всеобщее выступление си бирских крестьян в годы колчаковского владычества — факт исторический и не оспоримый. И если писатель хотел нари совать правдивую картину гражданской войны в Сибири, он не мог молча пройти мимо этого факта. Но стихийность стихийности — рознь. Выступление с принципом — «бей спра ва белого, слева — красного», это одно; выступление огромной массы крестьян, целиком направленное против диктату ры Колчака — это другое. Стихийный и всеобщий подъем крестьян в Сибири против Колчака — это первая непосред ственная реакция на колчаковский бе лый террор и антинациональную поли тику. Крестьяне почувствовали необхо димость коллективного отпора. При оценке и художественном осмы слении революционных событий в Сиби ри ни на одну минуту нельзя забывать, каким был сибирский крестьянин нака нуне и в самом начале гражданской войны. В. Зазубрин в полном соответствии с жизненной правдой рисовал крестьян-си- биряков в начале борьбы людьми поло винчатыми, нерешительными, выжидаю щими. В романе «Два мира» есть потрясаю щая сцена. Карательный отряд расстре лял группу крестьян и пригрозил одно сельчанам: деревню сожжем, если от дадите родным тела убитых. И крестья не не решаются поступить иначе, даже
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2