Сибирские огни, 1957, № 6

событие животрепещущей современно­ сти не могло быть правильно изображе­ но без соотнесения с происшедшими в период гражданской войны переменами, без понимания сущности этих перемен. Что было самым характерным для лучших произведений первых лет Совет­ ской власти, изображавших граждан­ скую войну? Прежде всего, воспроизве­ дение народной массы как решающей /силы в ходе революции. Отсюда при­ стальное внимание к изображению на­ рода, его чувств, мыслей и поступков во всей их непосредственности. Нередко сюжетным стержнем всего произведения являлось действие самих масс. Так по­ строены «Падение Дайра» А. Малыш- кина, «Перегной» Л. Сейфуллиной, «Же­ лезный потбк» А. Серафимовича и мно­ гие другие. Народ — по существу центральный ге­ рой и романа В. Зазубрина «Два мира», первого советского романа 6 граждан­ ской войне в Сибири. В нем одна массо­ вая сцена сменяется другой, герои появ­ ляются на страницах произведения и не­ заметно исчезают, потому что не отдель­ ную судьбу человека стремится просле­ дить автор, а запечатлеть поступь исто­ рии, ход революции, олицетворенной в действиях огромных масс. В высшей степени характерны в этом отношении «Партизанские повести» Вс. Иванова и «Перегной» Л. Сейфуллиной. ВтПйЛга первом плане — изображение действующего людского потока, а глав­ ные персонажи, будь то Вершинин или Софрон, Селезнев или Редькин, не отде­ лимы от этого бушующего потока. Писа­ тели смело берутся за изображение ми­ тинга, большой толпы или столкновения масс. И это очень хорошо и убедительно передает характер времени, бурлящей, клокочущей России, разбуженного рево­ люцией народа. Пафосом борьбы двух непримиримых миров, пафосом победы, торжества народа пронизаны эти произ­ ведения. Однако в изображении народа, в част­ ности, революционного крестьянства в Сибири, у писателей первого десятиле­ тия множество оттенков. То оно у них здоровое и радостное, то темное и страш­ ное, то безликое... Звериное и человече­ ское в нем причудливо сочетается, а все­ побеждающая сила его неотвратима, как судьба. В богатой художественной палитре Вс. Иванова отсутствуют мрачные тона и краски, когда он рисует своих парти­ зан. JI. Сейфуллина бесстрашно обнажа­ ет их скованные тьмой души. Чего толь­ ко в них нет! Эгоизм и самоотречение, властолюбие и покорность, грубость и нежность. Ис. Гольдберг в книге расскя. 30в «Путь, не отмеченный на карте» изо- бражаёт~Сибирских крестьян как' людей неподвижных, мрачных и трудных. За­ стоялось в них старое, собственническое, хищно-стадное. А если поднимались и партизанить уходили, то все равно оста­ вались силой грозно-мрачной, необуз­ данной, страшной. Красные отряды двигались «в великом стихийном беспорядке». Если настигали они врага — «вставал шум схватки. Рвался рев... рев таежный, звериный, подстать тайге». Вид у партизан изму­ ченный, но действия неумолимы, их путь — «морозный, снежный, смертный путь». «За ними оставался широкий след. И на нем — могилы, десятки мо­ гил... Они шли неотвратно, как судьба». И даже «их песни, которые они порою пели хриплыми простуженными голоса­ ми, будили тоску и тревогу в темном молчании» (см. «Болезнь»), Здесь мы вплотную сталкиваемся с вопросом о стихийном и сознательном участии сибирского крестьянства в рево­ люции, в гражданской войне. У нас дол­ гое (время господствовало в литературо­ ведении резкое разделение писателей на две группы — на тех, кто воспевал сти­ хийное начало революции, и на тех, кто поэтизировал пролетарскую сознатель­ ность. В результате многие писатели, ри­ совавшие правду о гражданской войне, были отодвинуты на третьестепенный план, а их произведения объявлены ущербными, неудачными, неполноцен­ ными. Стихийное всеобщее выступление си­ бирских крестьян в годы колчаковского владычества — факт исторический и не­ оспоримый. И если писатель хотел нари­ совать правдивую картину гражданской войны в Сибири, он не мог молча пройти мимо этого факта. Но стихийность стихийности — рознь. Выступление с принципом — «бей спра­ ва белого, слева — красного», это одно; выступление огромной массы крестьян, целиком направленное против диктату­ ры Колчака — это другое. Стихийный и всеобщий подъем крестьян в Сибири против Колчака — это первая непосред­ ственная реакция на колчаковский бе­ лый террор и антинациональную поли­ тику. Крестьяне почувствовали необхо­ димость коллективного отпора. При оценке и художественном осмы­ слении революционных событий в Сиби­ ри ни на одну минуту нельзя забывать, каким был сибирский крестьянин нака­ нуне и в самом начале гражданской войны. В. Зазубрин в полном соответствии с жизненной правдой рисовал крестьян-си- биряков в начале борьбы людьми поло­ винчатыми, нерешительными, выжидаю­ щими. В романе «Два мира» есть потрясаю­ щая сцена. Карательный отряд расстре­ лял группу крестьян и пригрозил одно­ сельчанам: деревню сожжем, если от­ дадите родным тела убитых. И крестья­ не не решаются поступить иначе, даже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2