Сибирские огни, 1957, № 6
* ...Вот мы и на обратном пути... По следний этап нашей поездки — Новоси бирск. самый крупный город этого не объятного края. Это молодой город, рож денный в конце прошлого столетия, когда через Обь был переброшен мост Сибирской железнодорожной магистра ли. Но настоящее развитие Новосибир ска началось только в годы первых пяти леток, когда он стал перевалочным пунктом в сторону Средней Азии после постройки Туркоиба и в сторону Кузбас са, второго крупного угольного бассейна Советского Союза. Об этих годах напоми нают многие здания, построенные в кон структивистском стиле. Это накладывает на весь Новосибирск деловой и современ ный отпечаток. И здесь мы увидели те же грандиоз ные стройки, высокие темпы строитель ных работ и смелые проекты. Под Ново сибирском идет строительство крупной гидроэлектростанции. Когда мы увидели Обь, она была еще не перекрыта. Но к этому уже готовились полным ходом. Позже, из письма одного друга, я узнал, что это была труднейшая задача. Обь яростно сопротивлялась, прежде чем сдаться. Напором воды был снесен пон тонный мост и разрушена плотина, защи щавшая строительную площадку. Пер вый лед угрожал остановить работы. Но под конец великая сибирская река все же должна была уступить. Возникают новые заводы и фабрики. Однако их стараются строить не в Ново сибирске, а в небольших городках, кото рые до сих пор оставались несколько в стороне от промышленного развития. Сам Новосибирск уже сейчас является крупнейшим промышленным центром со многими высокоразвитыми предприятия ми. Он находится на подступах к целин ным землям, этим огромным степным массивам, освоенным в последние годы. Неподалеку от Новосибирска начинают ся первые поля вспаханной целины. В дни нашего пребывания на большой го родской площади состоялся митинг, по священный успешному завершению сбо ра богатого урожая. Культурная жизнь здесь предстала пе редо мной более ярко, чем где-либо. Это, вероятно, объясняется тем, что вся мас са полученных впечатлений позволила мне под конец поездки иметь более опре деленное мнение. Несомненно и то, что все стоящие перед Сибирью задачи полу чают здесь более широкое освещение. Именно в Новосибирске я имел наиболее интересные беседы с учеными, архитек торами, журналистами, писателями, пар тийными работниками, которые зани маются планами преобразования восточ ных районов страны. Во время поездки мы повсюду видели также и трудности, которые мешают осу ществлению этих планов. Рассмотрим поближе некоторые из них. В настоящее время Сибирь располагает следующими транспортными средствами: Сибирская магистраль с ее ответвлениями, из кото рых наиболее важной является ветка, соединяющая с Леной; реки, которые за мерзают на несколько месяцев; много численные действующие воздушные ли нии; морские пути Ледовитого и Тихого океанов; наконец, несколько крупных шоссейных дорог. Сейчас каждое из этих средств техни чески переоборудуется, что заметно уве личит их производительность. Так, элект рифицируется Сибирская магистраль, на воздушных линиях вводятся реактивные самолеты, строится атомный ледокол для морских путей. С одной стороны, это очень много, а с другой — этого недо статочно. Нужны новые шоссейные и железные дороги, строительство которых в тайге — несомненно трудоемкое и до рогостоящее дело. Но также несомненно, что эти дороги необходимы. Советские техники, учитывая это, все же считают, что более выгодно начинать с энергии. Поэтому такое большое внимание и при дается строительству электростанций, угольных шахт и нефтеперегонных заво дов. Когда будет много дешевой механи ческой энергии, будет легче и с осталь ным. Известно, каким препятствием для развития Сибири являются ее климати ческие условия. Научные институты ре гулярно получают различные смелые проекты, направленные на изменение си бирского климата. Последний такой проект был представлен в Западно-Си бирский филиал Академии наук одним молодым ученым, который предложил начать в недалеком будущем разогре вать при помощи мощных атомных реак торов такие озера, как Байкал, и водо хранилища, образуемые гидроэлектро станциями. Примерно год тому назад да же на Западе вызвала большой шум идея одного московского инженера, кото рый предложил построить плотину в Бе ринговом проливе и создать теплое тече ние от Тихого океана до Арктики. Но это все мечты, а не проекты. Часто, когда начинают поближе зна комиться с ними, то обнаруживается их непрактичность и неэкономичность. Сколько шуму наделал проект Давыдова, который, вероятно, некоторые помнят потому, что о нем много писали несколь ко лет назад. Автор этого проекта счи тал возможным преградить крупные си бирские реки для того, чтобы изменить их направление и создать огромное море внутри Западно-Сибирской низменности. Очень часто за границей полагают, что подобные смелые, но пока еще утопиче ские идеи.являются якобы конкретными планами, что-то вроде будущих пятиле ток, за осуществление которых уже при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2