Сибирские огни, 1957, № 6

* ...Вот мы и на обратном пути... По­ следний этап нашей поездки — Новоси­ бирск. самый крупный город этого не­ объятного края. Это молодой город, рож­ денный в конце прошлого столетия, когда через Обь был переброшен мост Сибирской железнодорожной магистра­ ли. Но настоящее развитие Новосибир­ ска началось только в годы первых пяти­ леток, когда он стал перевалочным пунктом в сторону Средней Азии после постройки Туркоиба и в сторону Кузбас­ са, второго крупного угольного бассейна Советского Союза. Об этих годах напоми­ нают многие здания, построенные в кон­ структивистском стиле. Это накладывает на весь Новосибирск деловой и современ­ ный отпечаток. И здесь мы увидели те же грандиоз­ ные стройки, высокие темпы строитель­ ных работ и смелые проекты. Под Ново­ сибирском идет строительство крупной гидроэлектростанции. Когда мы увидели Обь, она была еще не перекрыта. Но к этому уже готовились полным ходом. Позже, из письма одного друга, я узнал, что это была труднейшая задача. Обь яростно сопротивлялась, прежде чем сдаться. Напором воды был снесен пон­ тонный мост и разрушена плотина, защи­ щавшая строительную площадку. Пер­ вый лед угрожал остановить работы. Но под конец великая сибирская река все же должна была уступить. Возникают новые заводы и фабрики. Однако их стараются строить не в Ново­ сибирске, а в небольших городках, кото­ рые до сих пор оставались несколько в стороне от промышленного развития. Сам Новосибирск уже сейчас является крупнейшим промышленным центром со многими высокоразвитыми предприятия­ ми. Он находится на подступах к целин­ ным землям, этим огромным степным массивам, освоенным в последние годы. Неподалеку от Новосибирска начинают­ ся первые поля вспаханной целины. В дни нашего пребывания на большой го­ родской площади состоялся митинг, по­ священный успешному завершению сбо­ ра богатого урожая. Культурная жизнь здесь предстала пе­ редо мной более ярко, чем где-либо. Это, вероятно, объясняется тем, что вся мас­ са полученных впечатлений позволила мне под конец поездки иметь более опре­ деленное мнение. Несомненно и то, что все стоящие перед Сибирью задачи полу­ чают здесь более широкое освещение. Именно в Новосибирске я имел наиболее интересные беседы с учеными, архитек­ торами, журналистами, писателями, пар­ тийными работниками, которые зани­ маются планами преобразования восточ­ ных районов страны. Во время поездки мы повсюду видели также и трудности, которые мешают осу­ ществлению этих планов. Рассмотрим поближе некоторые из них. В настоящее время Сибирь располагает следующими транспортными средствами: Сибирская магистраль с ее ответвлениями, из кото­ рых наиболее важной является ветка, соединяющая с Леной; реки, которые за­ мерзают на несколько месяцев; много­ численные действующие воздушные ли­ нии; морские пути Ледовитого и Тихого океанов; наконец, несколько крупных шоссейных дорог. Сейчас каждое из этих средств техни­ чески переоборудуется, что заметно уве­ личит их производительность. Так, элект­ рифицируется Сибирская магистраль, на воздушных линиях вводятся реактивные самолеты, строится атомный ледокол для морских путей. С одной стороны, это очень много, а с другой — этого недо­ статочно. Нужны новые шоссейные и железные дороги, строительство которых в тайге — несомненно трудоемкое и до­ рогостоящее дело. Но также несомненно, что эти дороги необходимы. Советские техники, учитывая это, все же считают, что более выгодно начинать с энергии. Поэтому такое большое внимание и при­ дается строительству электростанций, угольных шахт и нефтеперегонных заво­ дов. Когда будет много дешевой механи­ ческой энергии, будет легче и с осталь­ ным. Известно, каким препятствием для развития Сибири являются ее климати­ ческие условия. Научные институты ре­ гулярно получают различные смелые проекты, направленные на изменение си­ бирского климата. Последний такой проект был представлен в Западно-Си­ бирский филиал Академии наук одним молодым ученым, который предложил начать в недалеком будущем разогре­ вать при помощи мощных атомных реак­ торов такие озера, как Байкал, и водо­ хранилища, образуемые гидроэлектро­ станциями. Примерно год тому назад да­ же на Западе вызвала большой шум идея одного московского инженера, кото­ рый предложил построить плотину в Бе­ ринговом проливе и создать теплое тече­ ние от Тихого океана до Арктики. Но это все мечты, а не проекты. Часто, когда начинают поближе зна­ комиться с ними, то обнаруживается их непрактичность и неэкономичность. Сколько шуму наделал проект Давыдова, который, вероятно, некоторые помнят потому, что о нем много писали несколь­ ко лет назад. Автор этого проекта счи­ тал возможным преградить крупные си­ бирские реки для того, чтобы изменить их направление и создать огромное море внутри Западно-Сибирской низменности. Очень часто за границей полагают, что подобные смелые, но пока еще утопиче­ ские идеи.являются якобы конкретными планами, что-то вроде будущих пятиле­ ток, за осуществление которых уже при­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2