Сибирские огни, 1957, № 6

пять лет назад удалось вырастить в Ал-' дане первый огурец, его разыграли в ло­ терею, выручка от которой — 2о0 руб­ лей — пошла в фонд МОПРа. * * * В восемь часов утра в крохотной го­ стинице якутского аэропорта собрался небольшой «военный совет». В нем при­ няли участие мои коллеги — француз­ ский и шведский журналисты, коррес­ пондент «Правды», присоединившийся к нашей компании, редактор самой круп­ ной якутской газеты и я. Довольно свое­ образна и приветлива атмосфера в этом маленьком деревянном отеле, который тесен, но опрятен, немного затейлив и гостеприимен. Люди останавливаются здесь от одного самолета до другого. Осенью, когда особенно плохая погода и низкая облачность не позволяют произ­ водить посадки на ближайших аэродро­ мах, приходится целыми днями дожи­ даться вылета. Ничего не остается, как терпеливо ждать телефонного звонка из аэропорта, который может разбудить сре­ ди ночи или заставит расстаться с едва начатым обедом. В вестибюле отдыхают, читают московские газеты, приходящие с опозданием на несколько дней, разгова­ ривают и слушают сводку погоды по ра­ дио. Если объявят снег или дождь, тогда ничего не остается, как, покачав головой, продолжать ожидание. Вся эта толпа пассажиров очень раз­ нообразна и интересна. Тут геологи, ко­ торые уезжают и возвращаются из экс­ педиций на Крайнем Севере, демобилизо­ ванные воины, возвращающиеся из от­ пуска техники, молодые специалисты, ко­ торые направляются к месту своей пер­ вой работы. ...Мы спорили, не приходя ни к како­ му соглашению. Наконец, мы приняли решение отправиться к абсолютному по­ люсу холода, который, как мы полагали, находился к северу от Верхоянска. Нас рано разбудили, так как самолет все же собирался вылететь. Но в это время мы обнаружили, что наши географические познания устарели и были неточны. Этот полюс, вернее, то место на земном шаре, где отмечались и отмечаются самые низ­ кие температуры, находится не в Верхо­ янске, а в Оймяконе, то есть в восьми­ стах километрах восточнее Якутска. Что делать? А из аэропорта нас уже поторап­ ливают. Но зачем же ехать в Верхоянск, место, несомненно, очень интересное, ес­ ли есть другое, еще более интересное, мировой рекорд холода которого гаран­ тируют все трактаты по географии? Но вся беда в том, что неизвестно, когда еще погода позволит нам вылететь в Ой­ мякон. В аэропорту потеряли всякое терпение и уже грозились оставить нас здесь. К нам вышел с озабоченным лицом сам на­ чальник аэропорта, с которым мы очень подружились, и потребовал, чтобы мы приняли решение. Но метеослужба не да^ вала нам никакой гарантии вылета на Оймякон. Многие линии были уже за­ крыты из-за ненастной погоды. Экипаж верхоянского самолета махнул на нас рукой и начал заводить мотор. Но вот, наконец, блеснула надежда. По всей ве­ роятности завтра утром другой самолет сможет доставить нас если не прямо в Оймякон, то по крайней мере в другой ближайший пункт, откуда мы сможем добраться до Усть-Неры, нового важней­ шего горнорудного центра. Решение.при­ нято: отставить Верхоянск и дожидаться следующего дня, чтобы отправиться по новому маршруту. К нашему счастью, погода оказалась настолько нашим союзником, что мы не могли даже этого и ожидать. Мы вылета­ ем на следующий день и вновь парим над тайгой, царством лосей, медведей и диких оленей. Наша первая остановка — поселок Кандига, который располо­ жился у подножья высокого заснеженно­ го горного хребта. После полудня мы прибываем на аэродром, который назы­ вается Оймякон. На большой равнине, окруженной горами, скучилось около дю­ жины деревянных зданий: управление аэропорта, крохотная гостиница, столо­ вая и склады. Спустя две минуты мы уже весело беседуем с- местными жителями, которые очень оживились, впервые увидев в лицо иностранцев. Насколько известно, никто из иностранцев еще не отваживался до­ браться сюда. В столовой мы быстро покончили с на­ шим завтраком, потому что наш самолет должен был сразу же взять обратный курс. На этом, по всей вероятности, и за­ кончилось бы наше знакомство с полю­ сом холода, если бы нам не помогла ис­ портившаяся погода. Итак, мы сможем переночевать здесь. Теперь было уже легче убедить неко­ торых колебавшихся товарищей. По­ селок Оймякон находится в сорока кило­ метрах, но для сибирских просторов это все равно, что, как у нас говорят, завер­ нуть за угол. Дороги, как таковой, не было. Среди полей была проложена нена­ дежная тропинка. Начальник аэропорта очень упрямил­ ся, отпуская нас на эту авантюру. Но мы все твердо решили, что необходимо по­ пробовать. Больше часа мы потеряли на поиски грузовика в соседнем колхозе. Наконец, уже к вечеру, сопровождае­ мые колхозным счетоводом, заку­ танные в оленьи шкуры, мы едем в Оймякон. В дороге нас сильно пока­ чивает. Прибываем ночью, после трех­ часовой езды. Зимой, по снежному пути, мы смогли бы доехать за час

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2