Сибирские огни, 1957, № 6
пять лет назад удалось вырастить в Ал-' дане первый огурец, его разыграли в ло терею, выручка от которой — 2о0 руб лей — пошла в фонд МОПРа. * * * В восемь часов утра в крохотной го стинице якутского аэропорта собрался небольшой «военный совет». В нем при няли участие мои коллеги — француз ский и шведский журналисты, коррес пондент «Правды», присоединившийся к нашей компании, редактор самой круп ной якутской газеты и я. Довольно свое образна и приветлива атмосфера в этом маленьком деревянном отеле, который тесен, но опрятен, немного затейлив и гостеприимен. Люди останавливаются здесь от одного самолета до другого. Осенью, когда особенно плохая погода и низкая облачность не позволяют произ водить посадки на ближайших аэродро мах, приходится целыми днями дожи даться вылета. Ничего не остается, как терпеливо ждать телефонного звонка из аэропорта, который может разбудить сре ди ночи или заставит расстаться с едва начатым обедом. В вестибюле отдыхают, читают московские газеты, приходящие с опозданием на несколько дней, разгова ривают и слушают сводку погоды по ра дио. Если объявят снег или дождь, тогда ничего не остается, как, покачав головой, продолжать ожидание. Вся эта толпа пассажиров очень раз нообразна и интересна. Тут геологи, ко торые уезжают и возвращаются из экс педиций на Крайнем Севере, демобилизо ванные воины, возвращающиеся из от пуска техники, молодые специалисты, ко торые направляются к месту своей пер вой работы. ...Мы спорили, не приходя ни к како му соглашению. Наконец, мы приняли решение отправиться к абсолютному по люсу холода, который, как мы полагали, находился к северу от Верхоянска. Нас рано разбудили, так как самолет все же собирался вылететь. Но в это время мы обнаружили, что наши географические познания устарели и были неточны. Этот полюс, вернее, то место на земном шаре, где отмечались и отмечаются самые низ кие температуры, находится не в Верхо янске, а в Оймяконе, то есть в восьми стах километрах восточнее Якутска. Что делать? А из аэропорта нас уже поторап ливают. Но зачем же ехать в Верхоянск, место, несомненно, очень интересное, ес ли есть другое, еще более интересное, мировой рекорд холода которого гаран тируют все трактаты по географии? Но вся беда в том, что неизвестно, когда еще погода позволит нам вылететь в Ой мякон. В аэропорту потеряли всякое терпение и уже грозились оставить нас здесь. К нам вышел с озабоченным лицом сам на чальник аэропорта, с которым мы очень подружились, и потребовал, чтобы мы приняли решение. Но метеослужба не да^ вала нам никакой гарантии вылета на Оймякон. Многие линии были уже за крыты из-за ненастной погоды. Экипаж верхоянского самолета махнул на нас рукой и начал заводить мотор. Но вот, наконец, блеснула надежда. По всей ве роятности завтра утром другой самолет сможет доставить нас если не прямо в Оймякон, то по крайней мере в другой ближайший пункт, откуда мы сможем добраться до Усть-Неры, нового важней шего горнорудного центра. Решение.при нято: отставить Верхоянск и дожидаться следующего дня, чтобы отправиться по новому маршруту. К нашему счастью, погода оказалась настолько нашим союзником, что мы не могли даже этого и ожидать. Мы вылета ем на следующий день и вновь парим над тайгой, царством лосей, медведей и диких оленей. Наша первая остановка — поселок Кандига, который располо жился у подножья высокого заснеженно го горного хребта. После полудня мы прибываем на аэродром, который назы вается Оймякон. На большой равнине, окруженной горами, скучилось около дю жины деревянных зданий: управление аэропорта, крохотная гостиница, столо вая и склады. Спустя две минуты мы уже весело беседуем с- местными жителями, которые очень оживились, впервые увидев в лицо иностранцев. Насколько известно, никто из иностранцев еще не отваживался до браться сюда. В столовой мы быстро покончили с на шим завтраком, потому что наш самолет должен был сразу же взять обратный курс. На этом, по всей вероятности, и за кончилось бы наше знакомство с полю сом холода, если бы нам не помогла ис портившаяся погода. Итак, мы сможем переночевать здесь. Теперь было уже легче убедить неко торых колебавшихся товарищей. По селок Оймякон находится в сорока кило метрах, но для сибирских просторов это все равно, что, как у нас говорят, завер нуть за угол. Дороги, как таковой, не было. Среди полей была проложена нена дежная тропинка. Начальник аэропорта очень упрямил ся, отпуская нас на эту авантюру. Но мы все твердо решили, что необходимо по пробовать. Больше часа мы потеряли на поиски грузовика в соседнем колхозе. Наконец, уже к вечеру, сопровождае мые колхозным счетоводом, заку танные в оленьи шкуры, мы едем в Оймякон. В дороге нас сильно пока чивает. Прибываем ночью, после трех часовой езды. Зимой, по снежному пути, мы смогли бы доехать за час
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2