Сибирские огни, 1957, № 6
дятся ближе к поверхности, что сток во ды в реках более равномерен (один ки ловатт-час, полученный в Иркутске, будет стоить в два раза дешевле чем в Куйбышеве или Сталинграде). И тогда быть может все поймут те побуждения, которые заставляют советский народ обо гащать свои знания, строить и в то же время любить солнце, — ведь они осваи вают Сибирь! Перевод с французского Д. С и р о т ы . Д Ж У З Е П П Е БОФФА , корреспондент газеты «Унита» Сегодня и завтра С точки зрения промышленной эстети ки «ТУ-104», новый реактивный само лет, сконструированный академиком Ту полевым для советских пассажирских авиалиний, несомненная удача. Первое, что произносишь, увидев его: превосход но! Эта невозмутимая алюминиевая ры бища с длинными плавниками отвечает не только самым требовательным кано нам техники. Я бы даже сказал, что в этой рожденной для полета огромной за остренной стреле есть что-то чувствен ное. Даже на земле все ждешь, что вот- вот она задышит, взовьется в небо и ис чезнет в вышине. Вот те немногие впечатления, которые я успел вынести, когда вместе с другими пассажирами в сопровождении дежур ного вышел за ограду Внуковского аэро порта, и здесь в ночном одеянии при звездном свете прожекторов предстал пе редо мной самолет. Было без пятнадцати три. Единственное, что было неудобным, — это время вылета. С комфортом устраиваюсь на красном диванчике в салоне самолета и начинаю разглядывать моих попутчиков. Это все больше люди широкоплечие, массивного телосложения, в которых без труда узнаешь довольно распространенный тип советского руководителя, будь он техник, профессор или работник местных пар тийных или советских органов. Каждому из нас не впервые приходится лететь. Но, несмотря на это, мы, как любопыт ные ребятишки, все рассматриваем, ис пытываем эластичность спинок кресел, трогаем кнопки звонков, которые нахо дятся под рукой, выслушиваем вежли вые объяснения стюардессы, запуты ваемся в тесемках кислородных масок, которые лишь какая-то детская робость мешает нам примерить. Точно в три двадцать пять самолет трогается^с места: крен довольно чувст вительный. С радостным удовлетворени ем мы следим за быстрым вращением стрелки альтиметра: 200 , 300 , 400 , 1000 метров. Уже минута, как мы в воз духе. В ночной мгле исчезает Москва, как крохотная светящаяся точка. Через пять минут мы достигаем высоты четы рех тысяч метров, но стрелка все еще не прекращает вращаться и замирает лишь на отметке 10500 метров. Впервые в жизни я оказался в стратосфере, но у меня нет времени задумываться о смело сти человека, достигшего таких высот, потому что нам приносят обильный завт рак, состоящий из семги, мяса, фруктов, чая и сладкого... Нам разрешают познакомиться с каби ной пилота, с этим непонятным миром, который так пристально глядит на тебя тысячью рычажков и указателей пульта управления, что даже в глазах рябит. Спрашиваю у пилота, какая скорость. «Можем делать и тысячу, — поясняет он, — но сейчас летим нормальным рей сом со скоростью восемьсот». Другие пассажирские самолеты, летающие с та кой же скоростью, пока еще не сущест вуют в мире. Наружная температура воздуха 48° ниже нуля, но в самолете тепло. Высоту мы даже не чувствуем. ...После второго, более сытного завтра ка мы прибываем в Иркутск. Прошло всего 6 часов 50 минут с момента вы лета, включая часовую стоянку в Омске. Обычным самолетом пришлось бы лететь 22 часа, а поездом — ехать пять с поло виной суток. Мы начинаем осознавать, что значит это новое средство передви жения для такого континента, как Азия. Дело не только в блестящем техниче ском новшестве. Возможность широкого применения этого нового самолета смо жет иметь для континентов почти такую же социальную и политическую роль, ка кую сыграли железные дороги в эпоху развития наций. «ТУ-104» начинает за менять на советских авиалиниях испы танные и славные самолеты «Ил-12». Сейчас он уже введен на линиях Москва —Ташкент, Москва—Иркутск. Вскоре он будет обслуживать линию Прага— Москва—Пекин. В течение этой пяти летки он будет введен на всех линиях. Все крупнейшие сибирские аэродромы подготавливают более длинные цемент ные площадки для посадки таких само летов. Интересно прошел недавно экспе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2