Сибирские огни, 1957, № 6

дятся ближе к поверхности, что сток во­ ды в реках более равномерен (один ки­ ловатт-час, полученный в Иркутске, будет стоить в два раза дешевле чем в Куйбышеве или Сталинграде). И тогда быть может все поймут те побуждения, которые заставляют советский народ обо­ гащать свои знания, строить и в то же время любить солнце, — ведь они осваи­ вают Сибирь! Перевод с французского Д. С и р о т ы . Д Ж У З Е П П Е БОФФА , корреспондент газеты «Унита» Сегодня и завтра С точки зрения промышленной эстети­ ки «ТУ-104», новый реактивный само­ лет, сконструированный академиком Ту­ полевым для советских пассажирских авиалиний, несомненная удача. Первое, что произносишь, увидев его: превосход­ но! Эта невозмутимая алюминиевая ры­ бища с длинными плавниками отвечает не только самым требовательным кано­ нам техники. Я бы даже сказал, что в этой рожденной для полета огромной за­ остренной стреле есть что-то чувствен­ ное. Даже на земле все ждешь, что вот- вот она задышит, взовьется в небо и ис­ чезнет в вышине. Вот те немногие впечатления, которые я успел вынести, когда вместе с другими пассажирами в сопровождении дежур­ ного вышел за ограду Внуковского аэро­ порта, и здесь в ночном одеянии при звездном свете прожекторов предстал пе­ редо мной самолет. Было без пятнадцати три. Единственное, что было неудобным, — это время вылета. С комфортом устраиваюсь на красном диванчике в салоне самолета и начинаю разглядывать моих попутчиков. Это все больше люди широкоплечие, массивного телосложения, в которых без труда узнаешь довольно распространенный тип советского руководителя, будь он техник, профессор или работник местных пар­ тийных или советских органов. Каждому из нас не впервые приходится лететь. Но, несмотря на это, мы, как любопыт­ ные ребятишки, все рассматриваем, ис­ пытываем эластичность спинок кресел, трогаем кнопки звонков, которые нахо­ дятся под рукой, выслушиваем вежли­ вые объяснения стюардессы, запуты­ ваемся в тесемках кислородных масок, которые лишь какая-то детская робость мешает нам примерить. Точно в три двадцать пять самолет трогается^с места: крен довольно чувст­ вительный. С радостным удовлетворени­ ем мы следим за быстрым вращением стрелки альтиметра: 200 , 300 , 400 , 1000 метров. Уже минута, как мы в воз­ духе. В ночной мгле исчезает Москва, как крохотная светящаяся точка. Через пять минут мы достигаем высоты четы­ рех тысяч метров, но стрелка все еще не прекращает вращаться и замирает лишь на отметке 10500 метров. Впервые в жизни я оказался в стратосфере, но у меня нет времени задумываться о смело­ сти человека, достигшего таких высот, потому что нам приносят обильный завт­ рак, состоящий из семги, мяса, фруктов, чая и сладкого... Нам разрешают познакомиться с каби­ ной пилота, с этим непонятным миром, который так пристально глядит на тебя тысячью рычажков и указателей пульта управления, что даже в глазах рябит. Спрашиваю у пилота, какая скорость. «Можем делать и тысячу, — поясняет он, — но сейчас летим нормальным рей­ сом со скоростью восемьсот». Другие пассажирские самолеты, летающие с та­ кой же скоростью, пока еще не сущест­ вуют в мире. Наружная температура воздуха 48° ниже нуля, но в самолете тепло. Высоту мы даже не чувствуем. ...После второго, более сытного завтра­ ка мы прибываем в Иркутск. Прошло всего 6 часов 50 минут с момента вы­ лета, включая часовую стоянку в Омске. Обычным самолетом пришлось бы лететь 22 часа, а поездом — ехать пять с поло­ виной суток. Мы начинаем осознавать, что значит это новое средство передви­ жения для такого континента, как Азия. Дело не только в блестящем техниче­ ском новшестве. Возможность широкого применения этого нового самолета смо­ жет иметь для континентов почти такую же социальную и политическую роль, ка­ кую сыграли железные дороги в эпоху развития наций. «ТУ-104» начинает за­ менять на советских авиалиниях испы­ танные и славные самолеты «Ил-12». Сейчас он уже введен на линиях Москва —Ташкент, Москва—Иркутск. Вскоре он будет обслуживать линию Прага— Москва—Пекин. В течение этой пяти­ летки он будет введен на всех линиях. Все крупнейшие сибирские аэродромы подготавливают более длинные цемент­ ные площадки для посадки таких само­ летов. Интересно прошел недавно экспе­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2