Сибирские огни, 1957, № 6

что и для курительного прибора,— труб­ ка. Это позволило инженеру сообщить об открытии следующими словами: «Я выкурил трубку мира. Ее табак превосходен». В 1956 году была составлена геологи­ ческая карта. Весной инженеры пустили первые промышленные установки, кото­ рые позволяли промывать на берегу ма­ ленькой речонки вагонетки кимберлита, прибывавшие одна за другой. На другой реке построили аэродром и клуб, где, кстати, первым фильмом шел «Фанфан-тюльпан». Можно себе представить волнение гео­ логов, когда начали промывку. Первые зерна гранатов! Алмаз!.. После этого было открыто много ме­ сторождений. Во всяком случае доста­ точно, чтобы Советский Союз мог пол­ ностью удовлетворить свои потребности и выполнить запросы стран, поддержи­ вающих с ним дружеские отношения. Речь идет о камнях очень чистой во­ ды, великолепного качества, которые смело можно сравнить с теми, что добы­ ваются в Южной Африке. Рассказывают даже, что значительная группа американцев, убитая заявлением Булганина, сделала предложение Совет­ скому Союзу о концессии на алмазы. Безуспешно! * * * Когда советские люди говорят об ог­ ромном будущем Якутии, они имеют в виду главным образом каменный уголь. Б бассейне Колымы (на одном уровне с Ледовитым океаном), Зангара на Лене и Пульмана на юге Алдана они распола­ гают колоссальными запасами угля, ис­ числяющимися сотнями миллиардов тонн. Уголь Зангара должен служить для производства синтетического горю­ чего. Залежи, которые представляют наибольший интерес, Чульманские. В Покровске на Лене, в кабинете се ­ кретаря райкома партии, я заметил ря­ дом с портретом Ленина чугунную пла­ стинку, на которой была изображена вы­ сокая доменная печь и сделана следую­ щая надпись: «Академия наук СССР. Первый чугун, полученный из руды Ал­ дана и кокса Пульмана. Советские уче­ ные — рабочим Якутии». Вот он, пер­ вый шаг долгого пути! Первый крик ре­ бенка, призванного стать колоссом. Когда в Директивах по шестому пяти­ летнему плану говорится, что в Сибири должна быть создана новая большая ин­ дустриальная база, которую можно будет поставить на уровень Донецкого или Кузнецкого бассейнов, конечно, имеется в виду, наряду с другими, и существова­ ние Чульманского месторождения. Этот бассейн имеет протяженность семьсот километров, а ширица достигает ста ки­ лометров. На глубине, в среднем, трех­ сот метров залегают сорокаметровые пласты угля. В непосредственной близости от «Во­ сточного Донбасса» найдены залежи вы­ сококачественной железной руды. Таким образом имеются все условия для разви­ тия в этом районе мощного промышлен­ ного комплекса. Среди проблем, наиболее захватываю­ щих, в глазах француза, для которого маршрут Лилль—Перпиньян является уже дальним путешествием, предстает вопрос транспорта. — В 1932 году, когда я впервые при­ ехал сюда из Москвы, — сказал нам С. Буталев, председатель плановой ко­ миссии Якутии, — мне потребовалось на дорогу сорок дней. Из Итжутска, куда можно было попасть из Москвы на ше­ стые сутки по железной дороге, нужно было достичь Качуга на Лене — на ло­ шадях, а оттуда спуститься по реке. В 1940 году между Иркутском и Якутском установили сообщение с помощью гидро­ планов. В настоящее время требуется тридцать шесть часов. Через несколько недель ТУ-104 доставит нас из Москвы прямо в Якутск через семь часов... — В наших районах,—сказал он еще, — трудно строить дороги. Самолет часто стоит дешевле, чем автомобиль. Благо­ даря авиации мы смогли установить со­ общение между всеми районами Якутии. Она помогла сократить нам запасы, ко­ торые мы вынуждены были создавать впрок. Сближая сельские районы с го­ родскими, авиация создает другую психо­ логию у сельского населения. Сусламбек Буталев, родом из Север­ ной Осетии, в этот момент, конечно, за­ был о своих Кавказских горах. Для него единственной реальностью был Совет­ ский Союз в целом. Чувствовалось, что он предан душой и телом Якутии, куда его призвал долг. Рукой он показывал по карте воздушные линии, соединяющие Ангару и Лену, Северный Ледовитый океан с Тихим, Тикси и Магадан, и за его пальцем мы следили как за самоле­ том — символом современной науки, эмблемой движения, даже, если хотите, пульсом этого континента. :*с Утром, в конце сентября, когда погода была ясной и жаркой, мы отправились из Якутска в Оймякон — единственное место в мире, где до сих пор удалось за­ регистрировать температуру — 70°. Че­ рез полтора часа мы прибыли в Кандигу. Здесь, в Кандиге, мы встретили Петра Швецова, директора Института холода Академии наук СССР, и одного из его сотрудников — Павла Мельнико­ ва. Они возвращались с гор Суантар- Кайата в районе полюса холода, где только что установили наблюдательную станцию в соответствии с планом между­ народного геофизического года. Выбрано место, куда маленький само­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2