Сибирские огни, 1957, № 6
что и для курительного прибора,— труб ка. Это позволило инженеру сообщить об открытии следующими словами: «Я выкурил трубку мира. Ее табак превосходен». В 1956 году была составлена геологи ческая карта. Весной инженеры пустили первые промышленные установки, кото рые позволяли промывать на берегу ма ленькой речонки вагонетки кимберлита, прибывавшие одна за другой. На другой реке построили аэродром и клуб, где, кстати, первым фильмом шел «Фанфан-тюльпан». Можно себе представить волнение гео логов, когда начали промывку. Первые зерна гранатов! Алмаз!.. После этого было открыто много ме сторождений. Во всяком случае доста точно, чтобы Советский Союз мог пол ностью удовлетворить свои потребности и выполнить запросы стран, поддержи вающих с ним дружеские отношения. Речь идет о камнях очень чистой во ды, великолепного качества, которые смело можно сравнить с теми, что добы ваются в Южной Африке. Рассказывают даже, что значительная группа американцев, убитая заявлением Булганина, сделала предложение Совет скому Союзу о концессии на алмазы. Безуспешно! * * * Когда советские люди говорят об ог ромном будущем Якутии, они имеют в виду главным образом каменный уголь. Б бассейне Колымы (на одном уровне с Ледовитым океаном), Зангара на Лене и Пульмана на юге Алдана они распола гают колоссальными запасами угля, ис числяющимися сотнями миллиардов тонн. Уголь Зангара должен служить для производства синтетического горю чего. Залежи, которые представляют наибольший интерес, Чульманские. В Покровске на Лене, в кабинете се кретаря райкома партии, я заметил ря дом с портретом Ленина чугунную пла стинку, на которой была изображена вы сокая доменная печь и сделана следую щая надпись: «Академия наук СССР. Первый чугун, полученный из руды Ал дана и кокса Пульмана. Советские уче ные — рабочим Якутии». Вот он, пер вый шаг долгого пути! Первый крик ре бенка, призванного стать колоссом. Когда в Директивах по шестому пяти летнему плану говорится, что в Сибири должна быть создана новая большая ин дустриальная база, которую можно будет поставить на уровень Донецкого или Кузнецкого бассейнов, конечно, имеется в виду, наряду с другими, и существова ние Чульманского месторождения. Этот бассейн имеет протяженность семьсот километров, а ширица достигает ста ки лометров. На глубине, в среднем, трех сот метров залегают сорокаметровые пласты угля. В непосредственной близости от «Во сточного Донбасса» найдены залежи вы сококачественной железной руды. Таким образом имеются все условия для разви тия в этом районе мощного промышлен ного комплекса. Среди проблем, наиболее захватываю щих, в глазах француза, для которого маршрут Лилль—Перпиньян является уже дальним путешествием, предстает вопрос транспорта. — В 1932 году, когда я впервые при ехал сюда из Москвы, — сказал нам С. Буталев, председатель плановой ко миссии Якутии, — мне потребовалось на дорогу сорок дней. Из Итжутска, куда можно было попасть из Москвы на ше стые сутки по железной дороге, нужно было достичь Качуга на Лене — на ло шадях, а оттуда спуститься по реке. В 1940 году между Иркутском и Якутском установили сообщение с помощью гидро планов. В настоящее время требуется тридцать шесть часов. Через несколько недель ТУ-104 доставит нас из Москвы прямо в Якутск через семь часов... — В наших районах,—сказал он еще, — трудно строить дороги. Самолет часто стоит дешевле, чем автомобиль. Благо даря авиации мы смогли установить со общение между всеми районами Якутии. Она помогла сократить нам запасы, ко торые мы вынуждены были создавать впрок. Сближая сельские районы с го родскими, авиация создает другую психо логию у сельского населения. Сусламбек Буталев, родом из Север ной Осетии, в этот момент, конечно, за был о своих Кавказских горах. Для него единственной реальностью был Совет ский Союз в целом. Чувствовалось, что он предан душой и телом Якутии, куда его призвал долг. Рукой он показывал по карте воздушные линии, соединяющие Ангару и Лену, Северный Ледовитый океан с Тихим, Тикси и Магадан, и за его пальцем мы следили как за самоле том — символом современной науки, эмблемой движения, даже, если хотите, пульсом этого континента. :*с Утром, в конце сентября, когда погода была ясной и жаркой, мы отправились из Якутска в Оймякон — единственное место в мире, где до сих пор удалось за регистрировать температуру — 70°. Че рез полтора часа мы прибыли в Кандигу. Здесь, в Кандиге, мы встретили Петра Швецова, директора Института холода Академии наук СССР, и одного из его сотрудников — Павла Мельнико ва. Они возвращались с гор Суантар- Кайата в районе полюса холода, где только что установили наблюдательную станцию в соответствии с планом между народного геофизического года. Выбрано место, куда маленький само
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2