Сибирские огни, 1957, № 6
— Слушайте, зачем вам это надо? — Он даже остановился. — Я по горячился. Прошу вас, не делайте этого. — Не можу! — сурово посмотрел на него Шполянский. — Як чест ный советский громодянин и як активный рабкор, не можу! Вже я бачу, якая вы людына. Вы не наша, как сказать, людына. Беру вас на каран даш. Возмущение человека, оскорбленного в лучших своих чувствах, зву чало в голосе Шполянского. — Но я очень, очень прошу вас! При случае я отблагодарю... — Неуспокоев унизительно покраснел. Шполянский подержал на нем холодные, как стеклянные бусины,, глаза и неохотно согласился: — Нехай так. Жалкую розумного человека. Двести! Маете? — Что двести? Ах, да... Но за что? — возмутился было прораб. — Знаете, за що. З а колониализм та ще расизм цена дешова! — засмеялся Шполянский, и прораб засмеялся вместе с ним, ненавидя се бя за этот угодливый смех. Он в кармане отсчитал четыре бумажки, вы тащил и скомкал в ладони: — Сзади меня никого нет? Свидетели нежелательны. —- Що такое? Не дурите мне голову!— угрожающе протянул Шпо лянский .— Свидетель, то как раз не плохо. То как раз хорошо. Неуспокоев не понял, почему хорошо, если будут свидетели, но по спешно сунул Шполянскому комок денег: — Ровно двести. — Не проверяю, — не спеша, спрятал тот деньги. — Але бачу, що маю дило с порядным человеком. Он умно улыбнулся и отошел. «Черт знает что! Какая гадость! Я струсил перед шантажистом! — думал, шагая, Неуспокоев, и губы его сводило омерзение. Особенно про тивно было вспоминать, как он комкал деньги в ладони. — Колониа лизм!.. Расизм!.. Что за дикая чушь? Как пугают нас некоторые слова! Но пугают они и редакцию, вот в чем дело! Напиши им этот тип про ме ня, какая буча поднимется вокруг моего имени! Черт с ними, с двумя сотнями! Еще дешево отделался!..» А в сердце начала просачиваться новая тревога. Чупров, это по страшнее! Как он расценит его глупейший поступок? Не расист же он, в самом деле! Все эти казахи, чуваши, якуты и, как там их еще, ему глу боко безразличны. Никакой неприязни к ним он никогда не чувствовал. И он сам не может понять, как случилось, что он ударил бородача. У не го и злости не было. Но когда увидел эту тупую, счастливо улыбающую ся морду, ему захотелось стереть счастливую улыбку, отнять кирпичи. Вот и все. И вообще, он не любит, когда балуются кирпичом! Кирпич де ло серьезное, философское, материальная культура! И надо еще спро сить, почувствовал ли себя оскорбленным в своем человеческом достоин стве этот бородач? Смешно и думать об этом! Наверное, пожалел только, что не удалось украсть кирпичи. Но разве способен понимать эти нюан сы какой-то Чупров? Конечно, нет! Эти упрощенцы именно так и ска ж у т— расист, человек с пережитками, человек с чуждыми нам взглядами! Неуспокоев решил тотчас же найти Чупрова и объясниться с ним на чистоту. Сначала прощупать, узнать его точку зрения и предполагаемые действия, а затем разубеждать, доказывать, может быть, и попросить не много, сослаться на молодость. А если и это не поможет, орать, грозить, наскакивать, помня, что нападение — лучший способ защиты.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2