Сибирские огни, 1957, № 4

Автор детально прослеживает переход С. Зверева от устного импровизационно­ го творчества к образам и тематике со ­ временной советской поэзии. Он раскрыл высокую идейность, поэ­ тичность произведений С. Зверева, на­ глядно показал тонкий вкус певца, его мастерство, умение пользоваться богат­ ством народной поэзии. Из исследования видно, что творче­ ские поездки С. Зверева в Москву, Меги- но-Кангаласский и Амгинский районы дали весьма положительные результаты. За время этих поездок он создал свои лучшие произведения: «Сказание о вели­ кой Москве», «Ленин», «Мегинская пло­ тина», «Короленко» и др. В результате общения с людьми вилюйских комплекс­ ных экспедиций, искателей алмазов, пе­ вец слагает сейчас большую эпопею «Человек и камень». Но автор почему-то оставил вне поля своего внимания цикл лирических песен. Также ни слова не сказано в книге о бо­ гатейшем репертуаре Зверева: об «олон- хо», сказаниях, легендах, преданиях. Г. Боескоров ограничился ссылкой на «неуточненность репертуара его песен и «олонхо». Широко известно, что С. Зверев свои яркий неповторимый талант проявил в области героического эпоса якутов «олонхо». Кстати, вспомним здесь по этому поводу слова самого импровизато- ра-олонхосута, высказанные им в беседе одиннадцать лет назад: «У настоящего певца должно быть несметное, бесчис­ ленное количество песен-импровизаций. Настоящий певец должен воспевать все, даже малейший орнамент посуды, тоШ чайший листочек травы... По старинной традиции, считается истинным певцом- олонхосутом тот, кто сумеет создать де­ вяносто девять превосходных вариантов одного и того ж е цикла песни или «олон­ хо» (газета «Кыым», 1945 , 6 апр.). Также упущен в книге один из наибо­ лее интересных жанров репертуара С. Зверева — скороговорка — чабыргах, которая по размеренности и технике ис­ полнения резко отличается от централь­ ноякутского цикла. В настоящей работе автор, видимо, не ставил себе задачи исследовать муэы- кально-вокальный репертуар С. А. Зве­ рева. В его песенном арсенале — десят­ ки высокохудожественных, содержатель­ ных народных песен на различные моти­ вы. С. Зверев слагает свои песни нарас­ пев, «на голос». Потому они напевны, легко ложатся на музыку, отличаются стройностью и четкостью ритма. Москов­ ская государственная консерватория еще в 1945 году записала у него более 3 0 разных якутско-эвенкийских мелодий. Д о этого местными композиторами было записано 2 4 народных мотива. Зверев двенадцать лет назад в Хореографиче­ ском кабинете государственного ансамб­ ля народного танца СССР демонстри­ ровал 7 лучших национальных якутских тайцев. Все это вместе взятое представ­ ляет огромную ценность в создании якутского хореографического искусства и якутской национальной оперы. Г. Боескоров справедливо, по заслу­ гам, называет С. Зверева якутским на­ родным певцом. Он как по широте свое­ го диапазона, так и по исключительному мастерству, безусловно, принадлежит к числу крупных народных талантов. Книга Г. Боескорова — своевременное явление в литературной критике Яку­ тии. И. Ба р ашк о в , Н. Петров . ОЧЕРКИ П РИ РО ДЫ КУЗБАССА Книга И. В. Зыкова «Очерки приро­ ды Кузбасса» не представляет собою монографии1. Она состоит из девяти от­ дельных очерков, и сразу нужно ска­ зать, что читатель скажет спасибо авто­ ру за хорошую книгу. Кузбасс — один из важнейших про­ мышленных районов Сибири. Как из­ вестно, в шестую пятилетку роль Куз­ басса и в отношении добычи угля и в от­ ношении поставки металла сильно увели­ чивается. Несмотря на то, что книга И. Зыкова повествует не об угольных богатствах, не о рудных месторождениях Кузбасса, она нужна, так как подробно рассказы­ вает об отдельных уголках природы это­ го района. И. Зыков не новичок в географиче­ ской литературе. Его статьи и заметки часто встречаются в специальных ^ гео­ графических журналах и в местной пе­ чати. Неутомимый путешественник и пытливый исследователь, И. Зыков не стремится к дальним маршрутам, он c ia j рается полностью познать небольшой ближайший участок местности. Он любит природу, хорошо понимает процессы ее развития и старается их выяснить для каждого изучаемого им ^природного объекта: будь то участок тайги, горный кряж, березовый колок, снежник или горное озеро. Природу он любит дейст­ венно, и хотя о населении и хозяйстве отдельно он не пишет, человек и его труд не забываются им. И везде красной нитью проходят настойчивые указания на необходимость правильного использо­ вания природы, ее охраны. Главная особенность рецензируемых очерков заключается в том, что автор не только подробно описывает ту или дру­ гую территорию, но с любовью и инте­ ресом он раскрывает и для неподготов­ ленного читателя процессы развития I и. в. З ы к о в . « О ч е р к и п р и р о д ы К у з б а с с а » . Кемерово, кн. изд., 1056.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2