Сибирские огни, 1957, № 4
Автор детально прослеживает переход С. Зверева от устного импровизационно го творчества к образам и тематике со временной советской поэзии. Он раскрыл высокую идейность, поэ тичность произведений С. Зверева, на глядно показал тонкий вкус певца, его мастерство, умение пользоваться богат ством народной поэзии. Из исследования видно, что творче ские поездки С. Зверева в Москву, Меги- но-Кангаласский и Амгинский районы дали весьма положительные результаты. За время этих поездок он создал свои лучшие произведения: «Сказание о вели кой Москве», «Ленин», «Мегинская пло тина», «Короленко» и др. В результате общения с людьми вилюйских комплекс ных экспедиций, искателей алмазов, пе вец слагает сейчас большую эпопею «Человек и камень». Но автор почему-то оставил вне поля своего внимания цикл лирических песен. Также ни слова не сказано в книге о бо гатейшем репертуаре Зверева: об «олон- хо», сказаниях, легендах, преданиях. Г. Боескоров ограничился ссылкой на «неуточненность репертуара его песен и «олонхо». Широко известно, что С. Зверев свои яркий неповторимый талант проявил в области героического эпоса якутов «олонхо». Кстати, вспомним здесь по этому поводу слова самого импровизато- ра-олонхосута, высказанные им в беседе одиннадцать лет назад: «У настоящего певца должно быть несметное, бесчис ленное количество песен-импровизаций. Настоящий певец должен воспевать все, даже малейший орнамент посуды, тоШ чайший листочек травы... По старинной традиции, считается истинным певцом- олонхосутом тот, кто сумеет создать де вяносто девять превосходных вариантов одного и того ж е цикла песни или «олон хо» (газета «Кыым», 1945 , 6 апр.). Также упущен в книге один из наибо лее интересных жанров репертуара С. Зверева — скороговорка — чабыргах, которая по размеренности и технике ис полнения резко отличается от централь ноякутского цикла. В настоящей работе автор, видимо, не ставил себе задачи исследовать муэы- кально-вокальный репертуар С. А. Зве рева. В его песенном арсенале — десят ки высокохудожественных, содержатель ных народных песен на различные моти вы. С. Зверев слагает свои песни нарас пев, «на голос». Потому они напевны, легко ложатся на музыку, отличаются стройностью и четкостью ритма. Москов ская государственная консерватория еще в 1945 году записала у него более 3 0 разных якутско-эвенкийских мелодий. Д о этого местными композиторами было записано 2 4 народных мотива. Зверев двенадцать лет назад в Хореографиче ском кабинете государственного ансамб ля народного танца СССР демонстри ровал 7 лучших национальных якутских тайцев. Все это вместе взятое представ ляет огромную ценность в создании якутского хореографического искусства и якутской национальной оперы. Г. Боескоров справедливо, по заслу гам, называет С. Зверева якутским на родным певцом. Он как по широте свое го диапазона, так и по исключительному мастерству, безусловно, принадлежит к числу крупных народных талантов. Книга Г. Боескорова — своевременное явление в литературной критике Яку тии. И. Ба р ашк о в , Н. Петров . ОЧЕРКИ П РИ РО ДЫ КУЗБАССА Книга И. В. Зыкова «Очерки приро ды Кузбасса» не представляет собою монографии1. Она состоит из девяти от дельных очерков, и сразу нужно ска зать, что читатель скажет спасибо авто ру за хорошую книгу. Кузбасс — один из важнейших про мышленных районов Сибири. Как из вестно, в шестую пятилетку роль Куз басса и в отношении добычи угля и в от ношении поставки металла сильно увели чивается. Несмотря на то, что книга И. Зыкова повествует не об угольных богатствах, не о рудных месторождениях Кузбасса, она нужна, так как подробно рассказы вает об отдельных уголках природы это го района. И. Зыков не новичок в географиче ской литературе. Его статьи и заметки часто встречаются в специальных ^ гео графических журналах и в местной пе чати. Неутомимый путешественник и пытливый исследователь, И. Зыков не стремится к дальним маршрутам, он c ia j рается полностью познать небольшой ближайший участок местности. Он любит природу, хорошо понимает процессы ее развития и старается их выяснить для каждого изучаемого им ^природного объекта: будь то участок тайги, горный кряж, березовый колок, снежник или горное озеро. Природу он любит дейст венно, и хотя о населении и хозяйстве отдельно он не пишет, человек и его труд не забываются им. И везде красной нитью проходят настойчивые указания на необходимость правильного использо вания природы, ее охраны. Главная особенность рецензируемых очерков заключается в том, что автор не только подробно описывает ту или дру гую территорию, но с любовью и инте ресом он раскрывает и для неподготов ленного читателя процессы развития I и. в. З ы к о в . « О ч е р к и п р и р о д ы К у з б а с с а » . Кемерово, кн. изд., 1056.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2