Сибирские огни, 1957, № 4

ничная скромность настоящего героизма, это величие простых сердец, повиную­ щихся лишь голосу совести и сознанию своего гражданского долга, — основная тема повестей А. Гарри. Писатель пока­ зал нам в своих повестях человека со­ ветской действительности, который без всякой внешней рисовки, не драпируясь ни в какие романтические одежды, тво­ рит великое историческое дело, вклады­ вая в него весь жар своей честной, свет­ лой и чистой души. Повести А. Гарри с одинаковым вни­ манием прочитают и взрослые и моло­ дые читатели. Но, конечно, с особым ин­ тересом встретят ее строители советско­ го Заполярья, которые узнают в ее обра­ зах самих себя, свои мысли и чувства, свои поступки и свои дела. И несмотря на то, что есть в этой книге некоторые конструктивные погрешности и не всегда язык автора достаточно точен и вырази­ телен, главное в том, что она написана с настоящим волнением, которое не мо­ жет не вызвать у читателя ответного от­ клика. Зел. Штейман. О ЯКУТСКОМ НАРОДНОМ 11СКЦЕ С. А. З В Е Р Е В Е В якутской литературной критике по­ ка еще нет значительных работ обобща­ ющего характера, посвященных более или менее тщательному анализу произ­ ведений отдельных народных певцов-ска-, зителей. Недавно институт языка, литературы и истории ЯФАН СССР выпустил в свет книгу Г. К. Боескорова о жизни и твор­ честве выдающегося якутского народно­ го певца, заслуженного деятеля искус­ ства Якутской АССР С. А. Зверева1. Автор всесторонне анализирует слож­ ный, своеобразный творческий путь С. Зверева, одного из популярных пев- цов-импровизаторов, знатока и создате­ ля якутских народных мелодий и танцев. Он объективно оценивает сильные и сла­ бые стороны его творчества. Книга начинается с краткого вступи­ тельного обозрения фольклора якутов. Затем дается биографическая справка о сказителе. Характеризуя творчество С. Зверева, Г. Боескоров делит его на два этапа: «...первый этап до 1941 года, когда он выступает только как сказитель-исполни­ тель, и второй этап с 1941 г., когда он становится уже певцом-импровизатором новых песен на современную тематику». Однако в процессе дальнейшего исследо­ вания автор замечает, что С. Зверев, как и другие народные сказители, уже давно J Г. К. Б о е с к о р о в . Я к у т с к и й н а ­ р о д н ы й п е в е ц С. А. З в е р е в . Якутск, 1956. 64 стр. 1 , слагал песни актуального содержания на современные темы, но вся беда в том, что их не записали, и они не сохрани­ лись. «...По случаю принятия новой Кон­ ституции в 1936 году им была сложена импровизация, прославляющая Совет­ скую власть и ее законы...». Жаль, что автор ограничился лишь поздними записями фольклориста А. А. Саввина (1938 г.), композитора М, Н. Жаркова и писателя Н. М. Заболоцкого (1943 г.) и опубликованными в печати в 1 9 4 3—53 гг. произведениями С. Зве­ рева. На наш взгляд, исследователю сле­ довало бы проанализировать и первый этап творчества сказителя, используя воспоминания современников Зверева и сохранившиеся в памяти певца фраг­ менты его импровизаций. Это трудно, но необходимо. Мотивы первого этапа творчества С Зверева до революции и в первые два десятилетия после установления Совет­ ской власти, по словам некоторых его земляков-вилюйчан— старого поколения, были тесно связаны не только с тради­ ционными обрядово-бытовыми якутскими песнями, но и с его личной биографией, с жизнью таких же батраков, как и сам певец. Зверев— Кыыл-уола в своем «Осуохайе» в 2 0— 30 гг., наравне с кра­ сочным описанием наступления весны, прилета южных птиц, красоты и разно­ образия летней природы, высмеивал пе­ режитки старого, прославляя счастли­ вую жизнь родного народа. Это противо­ поставление светлого настоящего мрач­ ному прошлому явилось лейтмотивом песен не только одного Зверева. Лириче­ ская взволнованность, искренность всег­ да подкупали и глубоко волновали слу­ шателей Зверева. Бывало, он в течение трех суток не смыкал глаз, без отдыха и устали пел свой любимый «Осуохай», создавая замечательные лиро-эпические поэмы-импровизации. Этот основной ведущий жанр его творчества, к сожалению, оказался «бе­ лым пятном» в труде Г. Боескорова. Автор монографии убедительно рас­ крыл перед читателями второй этап творческого пути С. Зверева. В 1943-—53 гг. он создает высоко­ художественные оригинальные произве­ дения. К ним относятся: «Подруга моя, подруженька», «Неудавшаяся любовь», «Рано, рано утром», «Манчары», «Мое сердце» и «Мегинская плотина», «Ленин», «Сказание о великой Москве» и др. Автор в этом разделе своей работы обстоятельно разбирает выступление Зверева, как творца самостоятельных, оригинальных произведений, тесно свя­ занных с его переходом к советской те­ матике. Он правильно считает вершиной его творчества данного периода поэму «Сказание о великой Москве». Последнюю главу своей монографии Г. Боескоров посвящает анализу худо­ жественного мастерства С. Зверева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2