Сибирские огни, 1957, № 4
ничная скромность настоящего героизма, это величие простых сердец, повиную щихся лишь голосу совести и сознанию своего гражданского долга, — основная тема повестей А. Гарри. Писатель пока зал нам в своих повестях человека со ветской действительности, который без всякой внешней рисовки, не драпируясь ни в какие романтические одежды, тво рит великое историческое дело, вклады вая в него весь жар своей честной, свет лой и чистой души. Повести А. Гарри с одинаковым вни манием прочитают и взрослые и моло дые читатели. Но, конечно, с особым ин тересом встретят ее строители советско го Заполярья, которые узнают в ее обра зах самих себя, свои мысли и чувства, свои поступки и свои дела. И несмотря на то, что есть в этой книге некоторые конструктивные погрешности и не всегда язык автора достаточно точен и вырази телен, главное в том, что она написана с настоящим волнением, которое не мо жет не вызвать у читателя ответного от клика. Зел. Штейман. О ЯКУТСКОМ НАРОДНОМ 11СКЦЕ С. А. З В Е Р Е В Е В якутской литературной критике по ка еще нет значительных работ обобща ющего характера, посвященных более или менее тщательному анализу произ ведений отдельных народных певцов-ска-, зителей. Недавно институт языка, литературы и истории ЯФАН СССР выпустил в свет книгу Г. К. Боескорова о жизни и твор честве выдающегося якутского народно го певца, заслуженного деятеля искус ства Якутской АССР С. А. Зверева1. Автор всесторонне анализирует слож ный, своеобразный творческий путь С. Зверева, одного из популярных пев- цов-импровизаторов, знатока и создате ля якутских народных мелодий и танцев. Он объективно оценивает сильные и сла бые стороны его творчества. Книга начинается с краткого вступи тельного обозрения фольклора якутов. Затем дается биографическая справка о сказителе. Характеризуя творчество С. Зверева, Г. Боескоров делит его на два этапа: «...первый этап до 1941 года, когда он выступает только как сказитель-исполни тель, и второй этап с 1941 г., когда он становится уже певцом-импровизатором новых песен на современную тематику». Однако в процессе дальнейшего исследо вания автор замечает, что С. Зверев, как и другие народные сказители, уже давно J Г. К. Б о е с к о р о в . Я к у т с к и й н а р о д н ы й п е в е ц С. А. З в е р е в . Якутск, 1956. 64 стр. 1 , слагал песни актуального содержания на современные темы, но вся беда в том, что их не записали, и они не сохрани лись. «...По случаю принятия новой Кон ституции в 1936 году им была сложена импровизация, прославляющая Совет скую власть и ее законы...». Жаль, что автор ограничился лишь поздними записями фольклориста А. А. Саввина (1938 г.), композитора М, Н. Жаркова и писателя Н. М. Заболоцкого (1943 г.) и опубликованными в печати в 1 9 4 3—53 гг. произведениями С. Зве рева. На наш взгляд, исследователю сле довало бы проанализировать и первый этап творчества сказителя, используя воспоминания современников Зверева и сохранившиеся в памяти певца фраг менты его импровизаций. Это трудно, но необходимо. Мотивы первого этапа творчества С Зверева до революции и в первые два десятилетия после установления Совет ской власти, по словам некоторых его земляков-вилюйчан— старого поколения, были тесно связаны не только с тради ционными обрядово-бытовыми якутскими песнями, но и с его личной биографией, с жизнью таких же батраков, как и сам певец. Зверев— Кыыл-уола в своем «Осуохайе» в 2 0— 30 гг., наравне с кра сочным описанием наступления весны, прилета южных птиц, красоты и разно образия летней природы, высмеивал пе режитки старого, прославляя счастли вую жизнь родного народа. Это противо поставление светлого настоящего мрач ному прошлому явилось лейтмотивом песен не только одного Зверева. Лириче ская взволнованность, искренность всег да подкупали и глубоко волновали слу шателей Зверева. Бывало, он в течение трех суток не смыкал глаз, без отдыха и устали пел свой любимый «Осуохай», создавая замечательные лиро-эпические поэмы-импровизации. Этот основной ведущий жанр его творчества, к сожалению, оказался «бе лым пятном» в труде Г. Боескорова. Автор монографии убедительно рас крыл перед читателями второй этап творческого пути С. Зверева. В 1943-—53 гг. он создает высоко художественные оригинальные произве дения. К ним относятся: «Подруга моя, подруженька», «Неудавшаяся любовь», «Рано, рано утром», «Манчары», «Мое сердце» и «Мегинская плотина», «Ленин», «Сказание о великой Москве» и др. Автор в этом разделе своей работы обстоятельно разбирает выступление Зверева, как творца самостоятельных, оригинальных произведений, тесно свя занных с его переходом к советской те матике. Он правильно считает вершиной его творчества данного периода поэму «Сказание о великой Москве». Последнюю главу своей монографии Г. Боескоров посвящает анализу худо жественного мастерства С. Зверева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2