Сибирские огни, 1957, № 4
ским мечтателем», и рассказывает о том, как сбываются мечты вождя. Значителен по мысли раздел сборни ка «Утро Ангары». Задушевно стихотво рение «А как же, родимая, как же?». Смысл бытия в деянии, в постоянном движении вперед — вот глубокая мысль, заложенная в этом человечном и про стом стихотворении. Привлекает своей необычностью сти хотворение «Слово к Байкалу». Поэт опровергает в нем привычное наше пред ставление об этом могучем озере: Необычайно неясно любя. Оговорили поэты тебя: Седой... Седеющий... Поседевший... Ты слыш ал в стихах этот свист надоевший? А может, не ты седеешь в борьбе, Бы ть монсег, седеют стихи о тебе? Байкал молод! И это — вполне оправ данный вывод из того, что поэт увидел на его берегах. Цикл «Весна над полями» — об освое нии целинных земель. Дело здесь, конеч но, не только в том, что степи меняют свой облик, что они служат людям, да вая хлеб, а в настроениях, думах и чув ствах тех, кто их освоил. В стихотворе ниях: «Едут, едут комсомольцы», «Рож дение совхоза», «В степи Унгинской», «Самолет над хлебами» — поэту уда лось правдиво раскрыть чувства самих преобразователей, сознание ими велико го смысла своего труда. Он сумел уга дать и выразить все это со сдержанно стью и большой внутренней эмоциональ ной силой. Ему удалось избежать при этом и восторженно-слащавой сентимен тальности, и нигилистического скепти цизма, свойственных некоторым нашим писателям, побывавшим на целинных землях. В разделе «Пути-дороги» особенно вы деляется цикл «Лирические минуты». Есть в них задушевность и раздумье, верные наблюдения над природой и мяг кий юмор («Путешествие», «Легкая ра бота»), грусть и печаль («Мой товарищ лежит на Хингане»), Небольшой сборник «Утро Ангары» свидетельствует о новом подъеме поэти ческого дарования автора. Нет сомнения в том, что стихи Инн. Луговского вызо вут доброе расположение читателей и принесут им пользу. Д. Романенко. ПОКОРИТЕЛИ ЗАПОЛЯРЬЯ А. Н. Гарри, имя которого было хо рошо знакомо читателям тридцатых го дов, когда его рассказы и очерки печа тались в московской и ленинградской прессе, вновь выступил в советской лите ратуре, выпустив сборник повестей «Последний караван»1. А. Гарри отлично знает сибирское За полярье, этот далекий и суровый край, на снежных просторах которого совет ские люди построили мощные металлур гические заводы, создали культурные и благоустроенные города, добились того, что вчерашняя «ледяная пустыня» ста ла сегодня таким же обжитым индустри альным районом, как и любой другой промышленный центр советской страны. Но не легко и не сразу была покоре на заполярная целина! Много тяжелого и мужественного тру да потребовалось от людей. О них-то и рассказывает А. Гарри в своих повестях; написанных с большим и глубоким зна нием жизненного материала, который писатель изучал не по чужим дневникам и запискам, — он сам был свидетелем, очевидцем и участником того, о чем ж повествует. ...Поздней осенью из Нижнекаменска в Макарову слободу спускается по Бан- тышу последний речной караван, достав ляющий металлургическому комбинату дефицитные технические материалы и оборудование. Исключительно опасен и сложен этот последний рейс с юга на се вер, когда, того и жди, суда могут в пути замерзнуть или попасть в гибельную штормовую полосу. Но, несмотря на все трудности и опасности, люди, ведущие караван, даже и мысли не допускают, чтобы они могли спасовать перед штор мами, туманами и угрозою ледостава. Что бы там ни было, караван должен дойти! От этого зависит судьба комбина та, а стало быть, и работа заводов, ко торые готовят оружие для советских вои нов, сражающихся с гитлеровскими за хватчиками («Последний караван»). ...Инженер-геофизик, который несколь ко лет не виделся с матерью, еще не успев распаковать чемодана, получает телеграмму о немедленном прекращении отпуска и возвращении к месту работы. И ему даже в голову не приходит, что он может оттянуть выполнение приказа или вовсе этой телеграмме не подчинить ся. Коль скоро его вызывают, значит он нужен, а если он нужен, то надо, не те ряя времени, выезжать в Заполярье! И, действительно, ему поручено ответствен ное и трудное дело: с помощью его при боров отыскать затонувшие на бантыш- ской глуби баржи с рельсами, без кото рых нельзя пустить в ход один из сроч ных и важных объектов ( «В глухой тайге»). Героизм? Конечно. Но ни шкиперы, и матросы последнего каравана, захва ченного тяжелым штормом, ни рабочие аварийных бригад, спасающие заводы от снежной бури, — никто из них не дума ет о том, что они герои. И вот эта буд I А. Га р р и. П о с л е д н и й к а р а в а н . Трудрезервиздат. 1956.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2