Сибирские огни, 1957, № 4

ским мечтателем», и рассказывает о том, как сбываются мечты вождя. Значителен по мысли раздел сборни­ ка «Утро Ангары». Задушевно стихотво­ рение «А как же, родимая, как же?». Смысл бытия в деянии, в постоянном движении вперед — вот глубокая мысль, заложенная в этом человечном и про­ стом стихотворении. Привлекает своей необычностью сти­ хотворение «Слово к Байкалу». Поэт опровергает в нем привычное наше пред­ ставление об этом могучем озере: Необычайно неясно любя. Оговорили поэты тебя: Седой... Седеющий... Поседевший... Ты слыш ал в стихах этот свист надоевший? А может, не ты седеешь в борьбе, Бы ть монсег, седеют стихи о тебе? Байкал молод! И это — вполне оправ­ данный вывод из того, что поэт увидел на его берегах. Цикл «Весна над полями» — об освое­ нии целинных земель. Дело здесь, конеч­ но, не только в том, что степи меняют свой облик, что они служат людям, да­ вая хлеб, а в настроениях, думах и чув­ ствах тех, кто их освоил. В стихотворе­ ниях: «Едут, едут комсомольцы», «Рож ­ дение совхоза», «В степи Унгинской», «Самолет над хлебами» — поэту уда­ лось правдиво раскрыть чувства самих преобразователей, сознание ими велико­ го смысла своего труда. Он сумел уга­ дать и выразить все это со сдержанно­ стью и большой внутренней эмоциональ­ ной силой. Ему удалось избежать при этом и восторженно-слащавой сентимен­ тальности, и нигилистического скепти­ цизма, свойственных некоторым нашим писателям, побывавшим на целинных землях. В разделе «Пути-дороги» особенно вы­ деляется цикл «Лирические минуты». Есть в них задушевность и раздумье, верные наблюдения над природой и мяг­ кий юмор («Путешествие», «Легкая ра­ бота»), грусть и печаль («Мой товарищ лежит на Хингане»), Небольшой сборник «Утро Ангары» свидетельствует о новом подъеме поэти­ ческого дарования автора. Нет сомнения в том, что стихи Инн. Луговского вызо­ вут доброе расположение читателей и принесут им пользу. Д. Романенко. ПОКОРИТЕЛИ ЗАПОЛЯРЬЯ А. Н. Гарри, имя которого было хо­ рошо знакомо читателям тридцатых го­ дов, когда его рассказы и очерки печа­ тались в московской и ленинградской прессе, вновь выступил в советской лите­ ратуре, выпустив сборник повестей «Последний караван»1. А. Гарри отлично знает сибирское За­ полярье, этот далекий и суровый край, на снежных просторах которого совет­ ские люди построили мощные металлур­ гические заводы, создали культурные и благоустроенные города, добились того, что вчерашняя «ледяная пустыня» ста­ ла сегодня таким же обжитым индустри­ альным районом, как и любой другой промышленный центр советской страны. Но не легко и не сразу была покоре­ на заполярная целина! Много тяжелого и мужественного тру­ да потребовалось от людей. О них-то и рассказывает А. Гарри в своих повестях; написанных с большим и глубоким зна­ нием жизненного материала, который писатель изучал не по чужим дневникам и запискам, — он сам был свидетелем, очевидцем и участником того, о чем ж повествует. ...Поздней осенью из Нижнекаменска в Макарову слободу спускается по Бан- тышу последний речной караван, достав­ ляющий металлургическому комбинату дефицитные технические материалы и оборудование. Исключительно опасен и сложен этот последний рейс с юга на се ­ вер, когда, того и жди, суда могут в пути замерзнуть или попасть в гибельную штормовую полосу. Но, несмотря на все трудности и опасности, люди, ведущие караван, даже и мысли не допускают, чтобы они могли спасовать перед штор­ мами, туманами и угрозою ледостава. Что бы там ни было, караван должен дойти! От этого зависит судьба комбина­ та, а стало быть, и работа заводов, ко­ торые готовят оружие для советских вои­ нов, сражающихся с гитлеровскими за­ хватчиками («Последний караван»). ...Инженер-геофизик, который несколь­ ко лет не виделся с матерью, еще не успев распаковать чемодана, получает телеграмму о немедленном прекращении отпуска и возвращении к месту работы. И ему даже в голову не приходит, что он может оттянуть выполнение приказа или вовсе этой телеграмме не подчинить­ ся. Коль скоро его вызывают, значит он нужен, а если он нужен, то надо, не те­ ряя времени, выезжать в Заполярье! И, действительно, ему поручено ответствен­ ное и трудное дело: с помощью его при­ боров отыскать затонувшие на бантыш- ской глуби баржи с рельсами, без кото­ рых нельзя пустить в ход один из сроч­ ных и важных объектов ( «В глухой тайге»). Героизм? Конечно. Но ни шкиперы, и матросы последнего каравана, захва­ ченного тяжелым штормом, ни рабочие аварийных бригад, спасающие заводы от снежной бури, — никто из них не дума­ ет о том, что они герои. И вот эта буд­ I А. Га р р и. П о с л е д н и й к а р а в а н . Трудрезервиздат. 1956.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2