Сибирские огни, 1957, № 4

длительный спор отца с матерью по по­ воду выбора их сыном профессии, когда сущность рассказа в поведении людей в связи со стихийным бедствием. И все же новая книга О. Смирнова в его творческом развитии — шаг вперед. В ней немало живых людей. Например, в рассказе «Взрослые дети» трогательны образы старых шахтеров Полуянова и Феоктистова с их искренней и бескорыст­ ной дружбой. Волнует и молчаливая, красивая любовь Феоктистова к жене то­ варища, теперь уже пожилой женщине. Шаль только, что здесь интересная пси­ хологическая коллизия опять-таки под­ рубается механическим результатом, опять герои прямолинейно сравниваются (у одного старика зять золотой, а у дру­ гого — сноха злодейка). Просто и очень тепло описана жизнь фронтовиков на рубежах Смоленщины. В разговоре между обстрелянным, эта­ ким домовитым сержантом Таскаевым и озорным, жестковатым солдатом Черед­ ниченко оживают не только их образы, но и третьего героя рассказа — Альфон- цева. — Невзлюбил человека— и несешь... — Правильно, невзлюбил, — оживил­ ся Чередниченко. — А за что мне его любить? Окопался он где-то в тылу, мо­ золил зад в своем тресте, потом прибыл сюда. Грозный воин... С таким повою­ ешь... Все протирает очки, сморкается в платочек, сюсюкает: «Будьте добры, то­ варищ Чередниченко, передайте обой­ му ...» . Помимо выпуклости самих речевых характеристик, рассказ в целом глубок. Ведь Альфонцев, этот, по мнению храб­ рого солдата Чередниченко, никчемный интеллигентик, совершает подвиг: попав в плен, он, когда его заставили высту­ пить по радио с призывом к советским воинам сдаваться, наоборот, страстно призывает гнать фашистов с родной со­ ветской земли. А Чередниченко слушает эту речь со слезами. Таким образом люди изображаются во всей их реалисти­ ческой сложности. Хорошие творческие возможности О. Смирнова проявляются и в рассказе «Поездка на юг». Все в нем совершается естественно, просто. Человек поехал в командировку в плохом настроении. И в дороге все его раздражало, и во время ревизии, которую он проводил. Он встре­ тился с женщиной, любимой им еще в молодости. Потом он вернулся домой. И никаких измен, любовных треугольни­ ков. Ну, а в чем же смысл? Да, харак­ терный портрет брюзги выполнен до­ вольно точно. Однако вряд ли стоило бы только из-за этого сочинять рассказ. Но вот автор легонько раздвигает рамки ка­ жущейся примитивной темы. «Почему у меня, — размышляет Ма- сайлов, — тяжелый характер? Не ро­ дился же я таким?». И заслуга писателя в том, что он не отвечает на этот вопрос логическими построениями. Жизнь Ма- сайлова была нелегка, и теперь работа ревизора нервна, требует придирчиво­ сти, — и все же не это определило его характер. Оказывается, секрет в дру­ гом — в мироощущении. И когда скуч­ ный ревизор встречается с Шихниной, у которой уже большие дети и седина в висках, вдруг повеяло на него таким теп­ лом и что-то дрогнуло в его душе. Но нет ни поползновений к тайному роману, ни напрасных сожалений. Любовь к жиз­ ни возвращается к человеку. И автор показывает ее могущество, оптимистиче­ скую ее сущность. Чистота — вот что украшает финал рассказа. И автор нано­ сит тут один тонкий штрих: Масайлов по-новому, радостно вспоминает о жене. Ему хочется жить, работать, любить, быть мудрым, а не мелким человеком. На бодрой, жизнерадостной ноте зву ­ чит большинство рассказов Олега Смир­ нова. Но некоторым рассказам недостает поэзии, они — рационалистичны. Думается, что творчество молодого писателя еще в состоянии становления, еще многое не устоялось, не определи­ лось, но в рассказах «На Смоленщине», «Зубов» и тем более в «Поездке на юг» есть завязь будущих хороших зрелых плодов.. М. Эйд ел ьман . J T P O АНГАРЫ В стихах Инн. Лутонского' есть суро­ вая, но и привлекательная сибирская романтика. Байкал, Ангара, Амур, Яку­ тия, таежные и степные просторы Во­ сточной Сибири — вот места действий его героев, вот куда ведет нас йоэтг Да, Луговской знает Сибирь! Знает ее людей и ее природу. Он умеет двумя- тремя образными сравнениями передать приметы времени и сибирский своеоб­ разный колорит. В описании сибирской действительности у поэта всегда есть свои особые краски, свои свежие, непо­ вторимые слова: журавли обжигают крылья на костре июльского заката, из залива селезень выносит разовую зорьку на груди. Сказано немногословно, но точно. Но не только в этой живописи и образности сила стихов И. Луговского. Главное, чем поэт нас пленяет, — это пафос молодости, жизнерадостности. Стихотворение «Опоры высокого на­ пряжения», открывающее сборник, вос­ принимается как необходимое предисло^- вие. Все, что поэт запечатлел в своей книге, благодаря этому стихотворению как бы освещается светом великих идей нашего времени. Поэт напоминает в нем о беседе Ленина с английским писателем Уэллсом, назвавшим Ильича «кремлев­ 1 И н н . Л у г о в с к о й . У т р о А н г а р ы. Стихи. Иркутск, кн. изд. 1956 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2