Сибирские огни, 1957, № 4

Кпимснсге одо^репце ■ ■ ■ . . . __________________ ЗАНИЗЬ ХО РОШ И Х п л о д о в У нас до сих пор все еще не рассея­ лось довольно распространенное и стран­ ное недоразумение: будто бессюжетность это признак глубины, а сюжетность — легкомыслия. Нет, рассказы О. Смирно­ ва! не проигрывают от того, что они у негр непременно с фабульной изюмин­ кой. В «Медвежьем хребте» молодого геолога Кульчицкую все товарищи отго­ варивают идти в разведку в глубь За­ байкальской тайги вдвоем с. Истоминым, опытным не только в геологии, но и в любовных приключениях. Развязка не­ ожиданна: сильного человека, прожжен­ ного сердцееда притаскивает на волоку­ ше. в поселок хрупкая юная девушка.. Оказывается, рисуясь при переправе, Истомин свалился в реку и заболел. Подобные произведения увлекают со­ бытиями, энергичным фабульным рисун­ ком. Но довольно часто сюжетная остро­ та становится самоцелью, тема рассказа решается поверхностно и необоснованно. В этих случаях сюжет поставлен уже на службу не изображения характера, а эф­ фекта. Таковы в первую очередь расска­ зы «Незваный гость» и «Двое в лодке». В рассказе «Медвежий хребет» при всей облегченное™ раскрытия темы, при всей банальности красок все же заклю­ чен заманчивый замысел: столкнуть в романтической ситуации такого, знаете, «стопроцентного мужчину» «с наивной и чистой девушкой». И когда он получает неожиданный, но -твердый отпор, его ли­ хая пошлая самонадеянность вдруг уле­ тучивается, как воздух из прорванной камеры. В «Степном пожаре» происходящие события обнаруживают все значение са­ моотверженного. поступка Жигжитова, когда он, отдав огню свою юоту со всеми никелированными кроватями, швейной машинкой и радиоприемником, погнал колхозную отару в падь, в безопасное место. И хотя рассказ все же не освобож­ ден от некоторой схематичности, образ чабана Арсалена Жигжитова, человека большой души, с его неизменным словеч­ ком «но» и твердыми жизненными прин­ ципами, нарисован выразительно. Но вот автор задумал сравнить двух молодых людей Виталия и Сашу в гла­ зах некой Клавы. I о. С м и р н о в . С т е п н о й п о ж а р . Р асска зы . Чита, кн. изд., 1956. Читателю по сути дела безразлично, кого же из двух ребят предпочтет, нако­ нец, привередливая девица. Безразлич­ но, потому что он не чувствует симпатии ни к тому, ни к другому. Он их не видит. А это только автор придумывает сюжет­ ное сплетение, чтобы подтолкнуть чита­ теля и указать: «вот какой хороший», «вот какой плохой». Для этого автор за­ ставляет героев рассказа переправляться в лодке в ледоход. Надвигается опасная льдина. Виталий растерялся и не от­ толкнул льдину багром. Саша, наоборот, оттолкнул льдину и остался победите­ лем. Его и выбрала -в конце концов раз­ борчивая Клава. Отсюда и название — «Двое в лодке». Не говоря уже о том, что все это построено очень упрощенно и искусственно, разве такой факт может служить критерием для проверки челове­ ка? Разве сущность человека практиче­ ски проявляется .так обнаженно и так молниеносно? Бывают, конечно, в жизни моменты, когда достаточно какой-то ме­ лочи, чтобы составить суждение о чело­ веке. Но такое впечатление возникает из глубоких психологических наблюдений, а не из беглых сравнений. Еще более натянутой выглядит ситуа­ ция в рассказе «Незнакомый гость». В поздний зимний вечер врывается к чу­ жим людям какой-то шалый парень. Да­ лее оказывается, что он перепутал адрес. Выясняется, что он едет на целину и в пути познакомился с неким Стутгиным, «сильным мужиком». Вот тут-то у хозяи­ на дома, беспросветного мещанина, вдруг «поднимаются брови», «память срабаты­ вает»: Ступин-то ведь его однокашник по институту, он стал передовым челове­ ком, а вот я, Виктор Авдеевич, увы, остался никем... Пролежав ночь без сна в жаркой постели, к утру Виктор Авдее­ вич уже начал подавать признаки душев­ ной перековки. Во всяком случае он, хоть и нерешительно, открывает форточ­ ку, чего, видимо, ранее не случалось. Потеря чувства меры и многочислен­ ные растолковывания, которыми уснаще­ ны некоторые произведения, ведут к главному их недостатку: замысел автора, по чеховскому выражению, начинает вы­ пирать, как «палка из сига». Развязка таких рассказов, как «Взрослые дети», «Попутчик», «Медвежий хребет», пред­ сказана. Есть в рассказах и другие недо­ статки. Например, лишние персонажи, ненужные сценки и факты. Скажем, ка­ кую роль играет в «Степном пожаре»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2