Сибирские огни, 1957, № 4
жало мелкой нервной дрожью, проте стуя, крича всеми мускулами о том, что оно хочет жить, что ему противно это по ле, где смерть гуляет так свободно». В душе подпоручика постоянный му чительный вопрос — почему люди с та кой злобой бьют людей? Узнав, что боль шевики борются за освобождение чело вечества от ига войн, от ига рабства и насилия, Барановский готов перейти на их сторону. Однако, попав в плен и убе дившись, что большевики не просто па цифисты, вздыхающие о мире, что они беспощадны к классовым врагам — кара телям, вешателям, насильникам, — Ба рановский вновь впадает в тоску. Его бесхребетный гуманизм не имеет под со бой почвы. Не может он найти своего ме ста в ожесточенной классовой борьбе, ибо нет у него своей позиции, ясного классового сознания. В беседе с комис саром Моловым Барановский подводит итог своим исканиям: — Белые мне противны. Вас я не по нимаю. Ошибся в вас. Не сумею жить у вас. Я лишний... Ответом всем барановским звучат сло ва комиссара: —• Лишних людей у нас не будет, мы всем найдем работу, всех выучим и за ставим работать... Живет и будет жить теперь только тот, кто трудится. Честным трудом должна интеллиген ция искупить свою вину перед народом. Так решает Зазубрин одну из острейших проблем своего времени. • В «Двух мирах» Зазубрин показал се бя художником, умеющим видеть мир в неповторимом своеобразии. Зазубринские детали, ярко контрастные, непременно подчинены раскрытию сущности сцены. Рисуя картину эпохи, когда «вдруг унич тожились все середины, нет на земле ни каких середин» ( М а я к о в с к и й , « 1 5 0 .0 0 0 .0 0 0 » ) , писатель предельно сталкивает противоположные понятия: любовь и ненависть, жизнь и смерть, красное и белое, возвышенное и безоб разное. «Несколько человек, сидя на возах, за ряжали патроны для бе-рдан и централок. Вперед шли т я ж е л ы е , с п о р о х о м и к у с к а м и с в и н ц а , х о л о д н ы е . Назад передавали л е г к и е , г о р я ч и е , п у с т ы е, п а х н у щ и е д ым о м » . «...Маленькие дети, среди озлоблен ных, грубых, холодных, вшизых, гряз ных солдат и офицеров походили н а ц в е т ы , распустившиеся н а н а в о з е » . Обличению «свинцовых мерзостей кол чаковщины» и раскрытию героизма ре волюционного народа служат в романе яркие эмоциональные детали. Критик В. Правдухин пытался установить непо средственную связь «Двух миров» с творческими приемами писателя-симво- листа Л. Андреева. Другие находили связь Зазубрина с формальной «шко лой» Е. Замятина и А. Белого. В доказа тельство приводились совпадения отдель ных, чисто внешних, приемов. Убедитель но ли такое объяснение? Литературный прием, взятый сам по себе, еще ничего не решает. Символ используется и в реа листическом искусстве. Все дело в том, с какой целью используется данный при ем, каково его место и значение в произ ведении. В щэедисловии ко второму изданию «Дву}# миров» В. Зазубрин четко опреде лил направляющую идею создания ро мана: «Начиная работать над книгой и ра ботая над ней, я ставил себе определен ные задачи •— дать красноармейской мас се просто и понятно написанную вещь о борьбе «двух миров» и использовать аги тационную мощь художественного сло ва». Ясно осознанная цель определяла для В. Зазубрина и художественные сред ства. Очевидно, что своей цели писатель не достиг бы с помощью формалистиче ских приемов. Не было и не могло быть места в его романе зауми Е. Замятина и А. Белого. В произведениях подлинно реалистических форма всегда имеет под чиненное значение, рождена своеобрази ем жизненного содержания, стремлением писателя наиболее полно донести это со держание до своего читателя. Поэтому надо анализировать произведение, исходя из реальных задач писателя, а не из фактов совпадения отдельных литератур ных приемов. Можно ли, например, ут верждать, что пристрастие В. Зазубрина к крайностям, к подробному описанию страшных сцен — результат подражания JI. Андрееву? Нет, отнюдь не желание пощекотать нервы утонченным эстетам, а обращение к читателям в шинелях, пропахших порохом двух войн, стремле- ние показать муки и страдания народа ' заставили Зазубрина выбирать наиболее трагические краски. Нет, любовь к чело веку, следование гуманистическим тра дициям русской литературы, стремление воплотить в художественной форме все народные чаяния о мирной жизни — ис точник антивоенного пафоса романа. По широте охвата жизненных явлений, по сложности столкновений интересов разнообразных классов и слоев общест ва, по значительности положенного в ос нову произведения исторического мате риала — «Два мира» можно назвать ро маном-эпопеей. В «Двух мирах» есть целый ряд недо статков: здесь и торопливость повество вания, а местами — многословие, порой чувствуется необработанность фактов, в отдельных местах сказывается привер женность автора к натуралистическому описанию ужасов войны без особой на то надобности. Но в целом — «Два мира» — широкая, правдивая картина граждан ской войны в Сибири, замечательный «человеческий документ эпохи».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2