Сибирские огни, 1957, № 4
рановского. Она торжественно целует его шашку. «— Идите на войну, если не хотите, чтобы грязные солдатские сапоги затоп тали наш чудесный паркет...» Провожая офицеров, отправляющихся на фронт, профессор «с доброй улыб кой» напутствует их: « — Царство большевиков не челове ческое, а звериное. У кого сильнее че люсть, тот и прав. В этом и заключает ся торжество большевизма. Освобожде ние от него возможно только путем ду ховного подъема». К какому же «духовному подъему» призывает белогвардейцев этот «профес сор»? «— Можно ли допускать, чтобы чело век был кровожадным тигром по ту сто рону границы, и в то же время требо вать, чтобы он был кротким агнцем по сю сторону? — задает он вопрос и сам отвечает: — Это психологически невоз можно». Вот оно — истинное лицо буржуазной интеллигенции «высшей формации»: призывая к борьбе с большевиками во имя «лучезарного мира истины, добра и человечности», профессор в то же время заранее оправдывает зверства белой ар мии. Какими бы фарисейскими фразами ни прикрывались эти «интеллигенты», сущность их — служить своим хозяевам — буржуазии и помещикам. По глубине психологического анализа, по четкости и определенности выводов автора, образы колчаковских офицеров — большое идей но-художественное достижение писателя. Перед нами зверь-каратель полковник Орлов, который весело смеется над «шуткой» офицера, командующего рас стрелом: — Товарищи большевики, смирна-а, . равнение на пули, на тот свет карьером ма-а-арш! Перед нами потерявший человеческий облик доброволец Жестиков, вспрыгива ющий на спину повешенного, чтобы на сладиться судорогами умирающего. Мы поверим в правдоподобие их ха рактеров, поймем, как смогли они дойти до такого состояния, потому что парал лельно показана судьба людей с обычны ми человеческими поступками, которые, однако, по логике развития борьбы по следовательно превращаются в подобие Орловых—жестиковых. В центре повествования — судьба вы пускников юнкерского училища подпору чиков Мотовилбва, Барановского и Кол- пакова. Их история — сюжетная ось, скрепляющая многие сцены романа. Сознательно, как убежденный монар хист, вступил в борьбу с большевиками подпоручик Мотовилов. По его убежде нию, в жизни торжествует только грубая сила. Где сила, там и правда. А посколь ку сила на стороне белых, поддерживае мых «всей культурной Европой», значит и правда на их стороне. Начиная от пья ного дебоша в ресторане после производ ства в офицеры, через всю жизнь проно сит Мотовилов принцип грубой силы. Вполне закономерно превращается Мо товилов в мародера и бандита. Начав с утверждения кнута и виселицы во имя самодержавия, он доходит до утвержде ния тех же принципов ради собственной сытости. Остановившись со своей ротой на ноч лег за неимением иного пристанища в церкви, Мотовилов отдает приказ жечь на дрова церковную утварь, псалтыри, часословы, молитвенники, в чемодан к себе укладывает золото с престола — ча ши и крест, развратничает с сестрой ми лосердия Воронцовой, не смущаясь «свя тостью места». Каким жалким выглядит «гордый» конец Мотовилова: он кончает жизнь самоубийством. Развенчивая теорию «грубой силы», В. Зазубрин показывает, до какого аб сурда доходит логическое ее развитие. — Если правда за тем, кто сильнее, — говорит офицер Рагимов, — то раз наша нэ бэрет — пойдем к тем, чья бэ- рет. Я буду работать одинаково добросо вестно и черту и богу, лишь бы платили хорошо. И на другой же день после поражения белых он нацепляет красный бант во всю грудь и стреляет в своих вчерашних соратников. В целой галерее образов показана смя тенность, расслоение в рядах офицерства колчаковской армии. Не понимает, за что он дерется, штабс- капитан Капустин, мобилизованный в ар мию под угрозой расстрела. Ему против на и война и военщина. — Так и хочется сказать: пошли вы все к черту с вашими большевиками, меньшевиками и революциями... Не ме шайте работать, —- сетует он. Подпоручик Колпаков принадлежит к партии кадетов. Бывший студент юриди ческого факультета., достаточно образо ванный, чтобы разбираться в смысле происходящих событий, он благословлял февральскую революцию с ее «свобода ми», не прочь был полиберальничать. Но с него слетела всякая либеральность, он готов на союз с самыми заядлыми монар хистами, лишь только дело коснулось борьбы с большевиками. Проповедник «высоких идеалов», он вполне оправды вает мародерство во имя спасения соб ственной шкуры. Если Капустину противна война, от влекающая его от любимых занятий, ес ли Колпакову ненавистна военная служ ба из-за неприятностей, которые она ему доставляет, то подпоручик Барановский — противник всякого насилия вообще. Вот ощущения Барановского во время его первого боя: «Барановский лежал сзади своей роты, крепко стиснув зубы, широко раскрыв глаза. Все тело его дро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2