Сибирские огни, 1957, № 4
зубрин лишил их многообразия чувств и переживаний. • Через весь роман проходит образ Жар кова — командира партизанского отряда, потом соединения. Мы знакомимся с ним в трагический момент. Партизаны с тру дом удерживали село. Спешно выезжали из Широкого последние подводы с семья ми партизан. Разрывом снаряда убиты жена и сынишка Жаркова. Узнав о слу чившемся, он, не дрогнув, продолжает руководить боем. А ночью, отступая вме-' сте с отрядом, не останавливаясь, обо шел трупы жены и сына. Даже не взгля нул в их сторону! В любых обстоятельствах он тверд и непоколебим, у него нет никаких разду мий и сомнений. Художественно малоубедителен и об раз комиссара Молова. «Высокий комис сар в кожаной куртке», «большие чер ные усы с опущенными концами делают его лицо сердитым и суровым», — таков его внешний облик. Молов насмешливо спокоен в сцене допроса пленного исте ричного офицера, он спокойно продолжа ет агитбеседу с вновь прибывшими бой цами, несмотря на начавшийся артилле рийский обстрел. Никаких других черт автор не дает своему герою. В предисло вии к «Двум мирам» В. Зазубрин при знавался: «Политработник и художник не всегда были в ладу. Часто политра ботник брал верх, — художественная сторона работы от этого страдала». Рупором идей автора предстает комис сар Молов. Разговор комиссара в лазаре те слишком длинен, слишком риторичен, чтобы быть жизненно правдоподобным. «Молов не разговаривал — учил, проро чествовал», — справедливо комментиру ет его речь автор. И все же подобные публицистические отступления, вложен ные в уста героев, очень органичны в романе, который писался в огненные го ды, который сам был оружием борьбы за торжество Советской власти. Новый класс на обломках старого ут верждает свои права. Весь класс бур жуазии и ее слуг прогнил. Пришли но вые, истинные хозяева жизни. Они отбе рут от старого все лучшее, все здоровое, что есть у старых классов, и построят новый мир, — таково в самом сжатом из ложении содержание речи Молова. В 1921 году она прозвучала гневной отпо ведью буржуазным интеллигентам, угро зой свергнутому, но не добитому еще классу буржуазии. В. Зазубрину не удалось создать пол нокровного образа большевика. Но нуж но отдать должное писателю: выпол няя трудную и, в значительной степени, новую задачу раскрытия характера героя в сфере социальных отношений, он все же показал достоверные и при этом глав ные черты коммунистов — глубокую преданность идее, смелость, твердость, спокойную уверенность в правоте своего дела. Несколько коротких, публицистически заостренных сцен посвящено раскрытию подлинного лица тех, кто до недавнего времени почитал себя «хозяевами жиз ни», скрывал свою сущность под лжи выми демократическими лозунгами, ра туя за Учредительное собрание. В обри совке этих образов Зазубрин широко применяет прием саморазоблачения. На пьяной вечеринке офицеров Верев кин поет панегирик «идеальному русско му офицеру» атаману Красильникову: — Атаман — художник своего дела... Возьмите его публичные казни, его та нец повешенных, когда десятки людей сразу, по одной команде, взвиваются вы соко над крышами домов и начинают, ви ся на журавцах, выделывать ногами все возможные па, а тут же рядом согнано все село, стоит коленопреклоненное и смотрит. Жены, матери, отцы, дети пове шенных — все тут... А его рабочая поли тика? Ах, это восторг! Мы уже давно, кажется со времен Лены, не получали со стороны правительства такой актив ной поддержки, какую имеем теперь в лице атамана... Малейшее подозрение, большевик, — за горло, на землю и пу лю в лоб». ...Перед нами представитель торгового капитала — «великолепный коммер сант», с липкими холодными ладонями, Востриков. С циничной откровенностью называет он себя спекулянтом и сообща ет, как наживается на трудностях воен ного времени: «Я рискую, я и беру. Сто, двести процентов мне мало, я наклады ваю четыреста, восемьсот, тысячу. Я вздуваю цены до последней возможно сти». Чтобы избавиться от необходимо сти самому защищать награбленное, этот коммерсант-спекулянт выправил себе монгольский паспорт, надел тужурку студента Владивостокского института во сточных языков. Так выглядят в романе те, кого защи щали своими штыками колчаковские ди визии. Люди без моральных устоев, пря чущиеся за подложные документы и за спины карательных отрядов, они пред ставляют класс, стремящийся удушить • социалистическую революцию. Представлена в «Двух мирах» и бур жуазная интеллигенция. Тотчас вслед за сценой жестокой рас правы колчаковцев над жителями пар тизанского села писатель переносит нас в уютный домик профессора, где «роса еще не высохла на белых астрах, сор ванных утром, крупные капли прозрач ной влаги капали на полированную крышку рояля...» Но и здесь, в этой тихой обители му зыки и эрудиции, —- кровавые отблески войны. Дочь профессора провожает на фронт своего жениха — подпоручика Ба
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2