Сибирские огни, 1957, № 4
обожженной, грубой рукой стал ла скать. — Может быть, и не убьют, сынок, а идти нужно... Мы, рабочие, должны идти, чтобы в будущем, по крайней мере, хоть детям нашим, вам вот, жилось лучше. ...Черные фигуры добровольцев, с мешками за плечами, толпой шли к сбор ному пункту... На стенах домов, на забо рах белели листки. Черные строчки горе ли огнем. Звали к бою, к последнему, страшному, неизбежному и освобождаю щему». Короткие, лаконичные зарисовки. Пускай мы встретимся с Вольнобаевым еще только один раз, когда победным маршем во главе роты добровольцев вступал он в освобожденное сибирское село, пускай вовсе исчезнет со страниц романа перебежчик Карапузов, — мы за помним и того и другого по единственно му эпизоду, но по такому, который опре делил их жизнь. В каждом эпизоде, в каждом образе писатель настойчиво подчеркивает роль фактора сознательности. В «Двух мирах» нет и намека на изображение революци онной борьбы, как процесса стихийного. Понимая, что победа в гражданской войне в значительной степени зависела от участия на стороне рабочего класса основной массы среднего крестьянства, В. Зазубрин значительное внимание уде ляет раскрытию сложной, противоречи вой позиции сибирских крестьян. Велико было их стремление «отсидеться, никого не трогая». «Помещики и капиталисты, •— писал Ленин, — сильны... также и силой при вычки и темноты широких масс, которые хотят жить «по старинке»1. Как темноту крестьян и их стремление придерживаться «золотой середины» ис пользовали колчаковцы, Зазубрин пока зывает в главе «Всему миру или тебе?». Эту сцену невозможно читать без содро гания. ...Каратели без суда и следствия рас стреляли местных крестьян. Уезжая, они отдали приказ жителям закопать могилу, не отдавая ни одного тела родным для похорон, и пригрозили в противном слу чае сжечь деревню. Один из казненных — Петр — оказался лишь раненым. Боясь навлечь на себя гнев колчаковцев, крестьяне «всем миром» решают зако пать Петра живым. Выполняя послед нюю просьбу обреченного, они напоили его горячим чаем, заботливо советуют: — Ты, Петра, ляг, ляг, ничком. Оно лучше так, без мучениев задавит. Когда яма была наполовину засыпана, Петр, задыхаясь, приподнялся над зем лей. Суетливый староста предлагает: — Надо, ребятушки, утаптывать, утаптывать. Он скорее так кончится, без мучениев... 1 В. И. Л е н и н . Соб. соч., т. 29, стр. 515. Однако успехи Красной Армии на Во сточном фронте, глубоко справедливая ленинская аграрная политика болыпевЦг ков, с одной стороны, и грабежи, пытки, насилия, восстановление власти кулаков и помещиков колчаковцами, с другой, обусловили решительный поворот основ ной массы крестьянства на сторону Советской власти. Испытав зверства колчаковщины, крестьяне поняли, что середины нет. «Либо диктатура (т. е. железная власть) помещиков и капиталистов, либо дикта тура рабочего класса», так писал В. И. Ленин по поводу победы над Кол чаком1. Крестьяне сравнили на опыте диктату ру буржуазии и диктатуру рабочего класса и поняли, что «рабочее государ ство — единственный верный друг и по мощник трудящихся и крестьянства»2 (Ленин). Этот процесс роста сознания крестьян ярко отражен в романе. На сторону партизан переходит зажи точный крестьянин Чубуков. Белобанди- ты на его глазах изнасиловали дочь, за мучили его четырнадцатилетнюю род ственницу. Когда впоследствии Чубуков встретился с одним из насильников, не было у него чувства сострадания: ране ного колчаковца он живьем бросил в ко стер. Художественной вершиной в раскры тии массового героизма крестьян-пов- станцев является глава «Пили, пилй». В напряженной драматической сцене от ступления партизан перед нами пред стает единый, сплоченный общими це лями коллектив. Постепенный рост сознания крестьян — от нейтралитета до героической борь бы за Советскую власть —- В. Зазубрин раскрывает своим приемом внезапного выхватывания, озарения драматических сцен, когда наиболее полно раскрывается сама сущность явления. Большой выра зительности этих сцен достигает автор и сближением контрастных тонов. «Что-то хитрое и трусливое» в лицах крестьян, закапывающих своего одно сельчанина, лопаты в трясущихся -руках суетливые движения, опущенные головы вот детали картины, от которой сердце сжимается болью. «Огневая ненависть к белым», вдохновляющая партизан на ге роические усилия, их слаженные дей ствия, «рубахи и кофты, промокшие по том насквозь», готовность погибнуть, но не сдаться, — вот краски другой карти ны — подлинного гимна единству в борьбе за общую высокую цель. Но авторский прием изображения сво их героев в момент выявления главного, основного в их характере и мировоззре нии наименее удачно применен в обри совке командиров и комиссаров. Подчер кивая их волю и непоколебимость, В. За- 1 В. И. Л е н и н . Соб. соч., т. 29, стр . 517 2 Там же, стр. 518.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2