Сибирские огни, 1957, № 4
кончается художественное произведение и начинается копание в сексуальных «проблемах». Попытавшись решить вопросы быта в отрыве от сферы общественной деятель ности человека, Зазубрин впал в чудо вищную гиперболизацию, искаженно изо бразил советское общество, увидев в нем только пошляков и людей распущенных. И не случайно эмигрантская печать использовала «Общежитие» в качестве орудия клеветы на Советскую власть. На новом, сложном и своеобразном, этапе революции Зазубрин уподобился тем, кто, по выражению Ленина, «мор щит нос или впадает в панику, или опьяняет себя декламацией об отсутст вии «прежнего подъема», «прежнего эн тузиазма» и т. п.». В. Зазубрин шел неезжеиными доро гами, я е вьгбнрал он путей, что «попро- топтанней и легше». Первым в советской стране он написал роман о революцион ной действительности, одним из первых откликнулся на тему противоречивой эпохи нэпа. Перу Зазубрина принадле жат сценарии первых сибирских филь мов «Красный газ» и «Избушка на Бай кале». Он был в числе первых энтузиа стов журнального дела, всемерно содей ствовал выдвижению новых писателей из того класса, которому принадлежит власть в стране, был активнейшим орга низатором Союза сибирских писателей. Неправильные тенденции в творчестве В. Зазубрина не были идеологией врага, это были идейные ошибки человека, пре данного партии. Зазубрин нуждался в су ровой, но и дружественной, партийной критике. «Талант — редкость. Надо его систематически и осторожно поддержи вать»1, — писал Ленин, решительно воз ражая против того, чтобы оценку дея тельности Д. Бедного определяли отдель ные недостатки поэта. «Необходимо поставить выдержанную партийную критику, которая, выделяя и поддерживая талантливых советских пи сателей, вместе с тем указывала бы их ошибки, вытекающие из недостаточного понимания этими писателями характера советского строя, и толкала бы их к пре одолению буржуазных предрассудков», — записал в своем постановлении XIII съезд РКП(б). Но кое-кому из новосибирских литера турных деятелей того времени было на руку забвение этих ленинских принципов. В 1928 году литературная борьба в Сибири приняла необычайно острый ха рактер. В Новосибирске выходил жур нал «Настоящее». Настоященцы пред ставляли собой троцкистскую группу, провозгласившую лозунги: «Долой худо жественную литературу!», «Да здрав ствует литература факта!», «Искусство — опиум для народа». «Деятели» этой группы открыли поход против «Сибир 1 В. И. Л е н и н. Соб. соч.. т. 35, стр . 1. ских огней», против одного из видней ших работников редакции В. Зазубрина. Вместо деловой партийной критики они по поводу каждой ошибки «Сибирских огней» подымали вой и улюлюканье. Под воздействием настоященцев Зазубрин был исключен из Союза сибирских писа телей. Специальным постановлением ЦК ВКП(б) от 25 декабря 1929 г. группа «Настоящее» была ликвидирована, но- вреда она все же успела наделать немало. В. Зазубрин покидает Сибирь, рабо тает в Москве и Ленинграде. В послед ние годы жизни он заведовал литератур ным отделом журнала «Колхозник». В 1933 году он издает свой второй ро ман «Горы», печатает рассказы и очер ки. Но что-то надломилось в этом силь ном человеке, противоречивом художни ке. До конца своих дней не создал он ничего похожего на свой первый роман. Творческая активность писателя явно снизилась. В этом убеждает нас послед нее его крупное произведение «Горы». Роман не был закончен. Опубликова ны две части, составляющие 1-ю книгу. Несмотря на скромный объем — всего 3 0 0 страниц, — прочесть роман трудно. Вялая композиция, бесконечное количе ство отступлений, исторических экскур сов, целая, серия вставных эпизодов, почти не связанных с основной линией повествования, бездейственность главно го героя — все это делает «Горы» про изведением на редкость скучным. Коммунист Иван Безуглый во время гражданской войны был ранен, спас его пасечник Андриан Морев. Прошли годы. Жизнь вновь столкнула их. Безуглый был послан на Алтай в качестве уполномо ченного по хлебозаготовкам. Чувство признательности за спасение не останав ливает коммуниста в борьбе против клас сового врага, каковым стал кулак Морев. Безуглый разоблачает его как злостного укрывателя хлеба, организатора резни скота. Но Морев сумел дискредитировать Безуглого, и тот должен предстать перед судом партии за «бытовое срастание с классово чуждым элементом». На этом первая книга заканчивается. Желая нарисовать многогранный, пси хологически сложный образ коммуниста, писатель, вместо раскрытия характера в поступках, в активном действии, застав ляет своего героя бесконечно копаться в мельчайших изшбах своей души: «Безуглый движением головы откинул волосы, спустившиеся на брови, потом рукой расправил их на лбу. О н в с е г д а п р и к р ы в а л б о л ь ш у ю р о д и н к у » . В этом описании «большая родинка» вовсе не случайная деталь, — у Безугло го в его прошл^'Т есть своя родинка, свое уязвимое место: по слухам, он •— незаконный сын помещика. Постоянная оглядка, боязнь прошлого преследуют героя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2