Сибирские огни, 1957, № 4
«Новые времена, старые ошибки в новом виде» и предупреждал: «Каждый, своеобразный поворот исто рии вызывает некоторые изменения в форме мелкобуржуазных шатаний, все гда имеющих место рядом с пролетариа том, всегда проникающих в той или иной мере в ср еду пролетариата»1. Такие «мелкобуржуазные шатания» коснулись и творчества В. Зазубрина в период нэпа. Писатель затрагивал в сво их произведениях жгучие проблемы: .яростно нападал на людскую подлость, низость, рисовал сцены омерзительной пошлости. Но Зазубрин совершал гру бейшие- ошибки, делал необоснованные, неверные выводы, пытаясь решать эти проблемы. В рассказе «Бледная правда» (1923 г.) писатель, изображая революцию как сти хию, воспринимает человека в револю ции, даже преданного партии коммуни ста, в роли случайной щепки, кружащей ся в водовороте: «...революция —■ сти хия. Революция — мощный, мутный, творящий и разрушающий поток. Чело век в нем — щепка. Люди — щепки. Капризно размечет и раскидает их поток в одном месте, капризно сгрудит, собьет в кучу в другом...». Случайности столкновений человече ских судеб составляют сюжетное основа ние рассказа. Кузнец Аверьянов командовал парти занским отрядом, после гражданской вой ны получил назначение начальником «дома лишения свободы». По непонят ным внутренним мотивам он добился по милования четверых белогвардейцев. Случай забросил его комиссаром в уп- родком. Здесь произошла случайная встреча с Латчиным — одним из четы рех спасенных им белогвардейцев. Лат- чин становится секретарем в упродкоме. Вскоре Аверьянов раскрывает престу пление целой шайки расхитителей про дуктов, во главе которой оказывается Латчин. Но Аверьянов сам стал жертвой своего раскрытия: он жил у Латчина, выпивал с ним, и Латчин выставляет коммуниста соучастником преступления. Следствие ошибочно подтверждает ви новность Аверьянова. -Судьи приговари вают его к расстрелу. «...Ценою отдель ных щепок, иногда, может быть, и ненуж ных жертв, ценою человеческой пыли, к будущему прекрасному человече ству!..». Так заключает Зазубрин свой рас сказ. Конечно, вовсе не «фактичность те мы», как утверждала критика, причина неудачи писателя. Ради чего написал За зубрин свой рассказ? Что он утверждает в нем? Может быть, он осуждает холодное, подозрительное отношение к людям, в результате чего была допущена роковая 1 В. И. Л е н и н . Соб. соч., т. 33, стр . 1. судебная ошибка? Нет. Судьи — люди честные, преданные партии. Они имели в руках факты, объективно подтверждав шие виновность Аверьянова. Их За зуб рин не осуждает. Может быть, рассказ посвящен теме чистоты морального облика коммуниста? В самом деле — Аверьянов позволил себя уговорить и переехал на квартиру к классово чуждому человеку, жил с ним, не проявил бдительности, видя непомер но роскошную жизнь своего подчиненно го. Но почему тогда так настойчиво1 ут верждает Зазубрин невиновность своего героя, рисует светлый образ деятельно го, одержимого работой на благо народа коммуниста? Может быть, гнев автора направлен на белогвардейца Латчина и его нэпман скую свору? Нет, об их преступлениях повествуется в спокойных тонах. Что с «их взять? Как волка ни корми, он смот рит в лес. Эпически-спокойный финал рассказа обусловлен авторской концепцией: рево люция — стихия, и в ее потоке неиз бежна гибель отдельных щепок. Такова природа вещей. Осуждать некого. Еще более ошибочным и противоречи вым оказалось следующее произведение В. Зазубрина — повесть «Общежитие». Автор как бы заглянул ночью в общежи тие сотрудников Губисполкома, подсмот рел интимнейшие стороны их быта. Жи вущие в общежитии делают днем боль шое, нужное дело. Они и ночью готовы по- первой партийной тревоге схватить винтовки и побежать на площадь. Поче му же, если никуда н е вызывают и за окнами «с шелестом мокрых юбок шле пает по грязи черная ночь», их поступ ками руководят в таком случае низмен ные чувства? Вполне закономерным было стремле ние писателя сказать свое слово по «чрезвычайно запутанным», как говорил В. И. Ленин, вопросам быта, семьи. Однако Ленин в беседе с К. Цеткин пре дупреждал об опасности увлечения эти ми вопросами в отрыве от главных об щественных проблем, выражал опасения, что «большой общественный вопрос» станет казаться не более как «придатком проблемы пола». Насколько справедливы были опасе ния Ленина, мы убеждаемся на примере Зазубрина. Безусловно, в «Общежитии» писатель затронул важный и больной вопрос. Мно го было недостатков в становлении ново го быта. Различные буржуазные пере рожденцы проповедовали «теорию сво бодной любви», любви «без черемухи», противообщественную (по определению Ленина) «теорию стакана воды». Вполне понятен гневно-обличительный пафос Зазубрина в описании сцен житей ской грязи. Но даже и в этом случае писатель зачастую переступал грань, где
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2