Сибирские огни, 1957, № 4

революционной работой и вовлекла в нее сына. В 1916 году за распространение нелегальных листовок он был арестован. В тюрьме начал вести дневник «Послал как-то рассказ, но его не пропустила цензура» ,1 — вспоминает он. В августе 1918 года, находясь в Си­ бири, в Иркутске, Зазубрин был моби­ лизован в армию Колчака, э р ноябре 1919 года перешел на сторону Крас­ ной Армии. В марте 1921 года он всту­ пил в ряды РКП(б). По поручению парт­ организации работал организатором, аги­ татором, пропагандистом. К этому же времени относится его работа в красно­ армейской газете «Красный стрелок». C bi й роман В. Зазубрин начал писать в Каноне и закончил в Иркутске, урывая часы и минуты от хлопотливых обязан­ ное гей редактора ежедневной газеты. Материалом ему послужили как личные впечатления, так и корреспонденции и рассказы очевидцев. В предисловии к четвертому изданию «Двух миров» В. Зазубрин прямо говорил о своей от­ ветственности перед «добровольными корреспондентами». Достоверные факты легли в основу романа «Два мира? — в этом заключается ответ тем критикам, которые утверждали, что писатель «бре­ дит ужасами», «почти галлюцинирует». Не случайно М. Горький, обладавший редкостным чувством правды жизни, пи­ сал о В. Зазубрине, как об авторе, «ши­ роко и весьма талантливо использовав­ шем героический и трагический материал гражданской войны». Молодому поколению трудно сейчас представить, насколько сложной была обстановка в то время, когда создавался роман. И дело, конечно, не столько в ма­ териальных трудностях той поры. То, что сейчас кажется ясным, бесспорным, подвергалось сомнениям и яростным на­ падкам. О чем писать для Революции, как писать? В среде интеллигенции цари­ ло смятение. Если нашел свое место «в рабочем строю» В,- Маяковский, «при­ нял» и «благословил революцию» А. Блок, если продолжал укреплять и развивать позиции социалистического реализма М. Горький, то немало было и таких, которые, по выражению В. Брюсо­ ва, с тоской глядели в былое, «как в не­ кий край обетованный». В эмиграции оказались последние крупные предста­ вители русского критического реализма— И. Бунин и А. Куприн, «сбежал Северя­ нин, сбежал Бальмонт и прочие фабри­ канты патоки» (В. Маяковский). Скрытыми проводниками буржуазного влияния на пролетариат выступили раз­ личные группочки импрессионистов, ак­ меистов, иммажинистов, футуристов, экспрессионистов и т. д. Появился Про­ леткульт, который утверждал, что он является строителем нового искусства, прикрывая «левыми» лозунгами свое ни­ гилистическое отношение к прогрессив ной культуре прошлого. Партия, В. И. Ленин решительно вме­ шались в дело строительства новой куль­ туры. В 1920 году по инициативе Ленина ЦК РКП(б) обратился с письмом к пар­ тийным организациям, в котором осудил политику Пролеткульта. В ряде высту­ плений Владимира Ильича дана резкая критика попыткам ниспровержения ста рых культурных ценностей. Требовалась большая работа партии, чтобы повернуть на правильный путь за­ блуждающихся, парализовать вредное влияние чуждой идеологии, поддержать первые ростки молодой литературы. В. Зазубрин — одно из проявлений бурного рождения советской литературы. В октябре 1923 года по приглашению руководителей журнала «Сибирские ог­ ни» В. Зазубрин приехал в Новосибирск (тогда — Новониколаевск) и приступил к работе в редакции. Он был вторым после JI. Сейфуллиной секретарем жур­ нала. Многие сибирские литераторы мо­ гут сказать, что своим писательским рождением они обязаны внимательному отношению к их первым литературным опытам со стороны высокого черноволо­ сого человека с окладистой «чалдонской» бородой на молодом лице. В 1922 году «Сибирские огни» напе­ чатали отрывки и з второй части роман® «Два мира». Здесь рассказывалось о по­ следних днях подпоручика Барановского, погибшего нелепой смертью, так и не на шедшего своего пути в жизни, о судьбе некоторых других офицеров колчаков­ ской армии — персонажей первой части. Рассказана история возникновения и распада одной из первых коммун в Си­ бири. Сами по себе отрывки представляют интерес, как первая попытка воссоздать в литературе жизнь сибирского села после окончания гражданской войны. Но решить новые большие проблемы За ­ зубрину не удалось. Органической связи второй части с первой не получилось. И совершенно закономерно, что автор отка­ зался продолжать эту работу. Отрывки: из второй части романа более не пере­ издавались, и «Два мира» выходили по- прежнему в своем первоначальном виде, представлявшем художественно закон­ ченное произведение. Дальнейший творческий путь В. За ­ зубрина был противоречив. Наступил новый этап в развитии рево­ люций. «После периода невиданных еще ми­ ром достижений в области пролетарского творчества военного, административного, общеполитического, наступил... период гораздо более медленного нарастания но вых сил. В хозяйственной работе неиз бежно строительство более трудное, бо­ лее медленное, более постепенное...» — так писал В. И. Ленин в своей статье

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2