Сибирские огни, 1957, № 3
с я . В самом деле, мноше поступки пер сонажей, вполне возможные в жизни, в рассказе вызывают недоверие. Чем объяснить, что Галина Тальнико- ва вдруг полюбила Василия Находчего? Я далек от мысли связывать чувство к человеку только с его положительными качествами. «Лю бов ь зла, полюбишь и к о зла » . Но для этого « к о з е л » должен показаться не козлом, а чем-то^заслужи вающим любви. Однако с самой первой встречи Василий Находчий таков, каким мы его видим в конце рассказа. Что же заставило девушку так легко отвергнуть любовь своего друга ( «Н и от себя, ни от других Галина не скрывала, что он ей нравится»), стать женой Находчего? Ведь Галина жила в тесной семье кон структоров, не могла не знать об их от ношениях к своему руководителю, не могла не видеть, что из себя представ ляет Находчий. Еще больш ее •недоверие к рассказу возникает, когда замечаешь, что многие люди и события выглядят так или иначе по усмотрению автора, а не по логике жизни. Например, Находчий — «компа нейский» человек, отличный спортсмен, игроки его, видимо, любят, и дружно кри чат ему. — Давай, давай, Василий Тарасович! На тебя вся надежда! Он — ярый болельщик, знаток спор та, человек, пользующийся авторитетом на заводе и, очевидно, не случайно вы двинутый на пост руководителя кон структорского бюро. И вдруг выясняется, что он, по сущ е ству , спекулянт, получающий посылки от отца и перепродающий их втридорога! Остается двойной загадкой — зачем бы ло спекулировать руководителю кон структорского бюро или что заставило спекулянта заняться хлопотливым и не легким конструкторским искусством? Ясно, что читателю очень трудно пове рить в достоверность описанного.^ В конце концов Галина, которой стали ясны все грехи Находчего, удивленно • замечает, что он «ни одного техническо го журнала не выписывает». Зато, когда Находчий сплошь покрывается черной краской, Гриша Матвеев оказывается ещ е лучше, чем бы л раньше: он часами сидит’ в технической библиотеке и даже совершенствуется в английском языке. Впрочем, желая показать широту и многосторонность Гришиных интересов, автор мимоходом сообщает, что Гриша, «надев хоккейки» и вооружившись клюшкой, с «ветерком » вылетел на ди намовский каток и два часа подряд го нялся за мячом. Потом очень удачно за шел в книжный магазин, без всякой оче реди подписался на сочинения Джека Лондона, а вечером в общежитии до хри поты спорил с товарищами о стихах Си монова, Щипачева, Тихонова, цитировал Маяковского... Впрочем, и этого мало, чтобы показать «полож ительность » Гриши Матвеева. У него «время бы ло расписано». Надо за бежать в книжный магазин, там, говорят, появился томик Сумарокова — редкость; очень надо, потому что его комната с некоторых пор стала полуш утливо име новаться в общежитии «поэтическим са лоном ». А вечером по радио будут транс лировать из Большого театра «К н я зя И горя » . Ария Кончака всегда поражала Григория необыкновенной глубиной, многогранностью, силой (?) психологиче ского рисунка. «Слушаешь,^ затаив ды хание, покоренный мелодией, очарован ный ее красотой, особенно если поет Ми хайлов ». Так, желая усилить противопоставле ние, писатель «п ер есла сти л » один образ и «переч ернил » другой, не заботясь о достоверности изображения. Мельком, поверхностно обрисованы и другие персонажи; Н. Павлов, как прави ло, описывает наружность того или ино го героя, но ни одним словом не наме кает на характер. Вот, найример, подру га Галины Дуся Жаринова. Хотя она не сколько раз . появляется на страницах рассказа, мы узнаем о ней только то, что она «невысокая, молоденькая девуш ка с чистым смугловатым лицом, обрам ленным толстыми черными косами» и что она учится в вечернем техникуме. По такому же принципу изображены многие персонажи в других рассказах Н. Павлова. Зачастую писатель подменяет изобра жение декларацией, сдобренной литера турными «красивостями». Так, на Гали ну « . . .настоящее счастье нахлынуло толь ко теперь. Оно было широким и раз дольным, как половодье весной, ласко вым и теплым, как вечернее дыхание тайги летом; искристым и крепким, как январские солнечные морозы в Сибири». Нередко встречается в рассказе выс пренняя велеречивость. Григорий Мат веев, узнав о замужестве Галины, понял, «ч то ждать больше нечего: самое худшее свершилось; сердце, недавно полное теп ла, остыло, опустело, словно выморожен ный до дна сосуд, никому не нужный, ■брошенный людьми...» Чрезмерно часто в тексте рассказа повторяются слова «сч а с ть е »л «счастли вый», «р адость », «радостный», «с о л н це », «солнечный », «св етлы й » и т. п. В результате, слова стираются, теряют, свою впечатляющую силу. Стоило ли так подробно говорить о не достатках одного рассказа? Думается^, что да: его недостатки в значительной мере свойственны и другим рассказам сборника. Иллюстрацией к заранее заданному тезису выглядит рассказ «В стр ечи » — действующие лица в нем лишены инди видуальных характеров; непонятны взаи моотношения персонажей в рассказе «Обида Андрея Буркова», совершенно не мотивированы их поступки. Очевидно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2