Сибирские огни, 1957, № 3

рождающейся симпатии к девочке. Точ ­ ными штрихами рисуется Костя в роли учителя. Вот он пришел к своему подшефному и, сохраняя достоинство старшего, изо всех си л старается не трусить при встре­ че с огромной овчаркой. Сам увлекся заводной игрушкой, но, спохватившись, наставительно замечает: — Это игрушка. И ты — ученик, а как дошкольник. Солидно поправляет произношение подопечного: — Не « р ы » , а « р э » . И тотчас понимает, что сам попал впросак: — Хотя вру — « э р » она называется. Все это по-настоящему интересно и поучительно. Но вот лица моих слушателей скучне­ ют, вот кто-то бросил реплику: «С та р о !» Другой добавил: « И без него знаем, что это нехорошо». Что случилось? Мы читаем главу «Г а л с т у к » . Торопясь на пионерский сбор, ребята в лезли в автобус без очереди, отказа­ лись уступить место женщине: — Мы не обязаны... Мы устали на катке. Потом' на сборе выступает писательни­ ца и читает отрывок из своей новой по­ вести, где осуждается поведение пионе­ ров, не уступающих взрослым места в трамвае. Костя и Витя тотчас осознают, что и они поступали неправильно, и дают с л о ­ во исправиться. Раньше они, оказывает­ ся, просто не понимали этого. Решительно невозможно поверить ни в мотивы поступков ребят, ни в их мгно­ венную перестройку. Все это понадоби­ ло с ь автору, чтобы прочесть нравоуче­ ние. Такой же назойливой назидательно­ стью проникнуты главы «К а р т а » (содер­ жание ее — береги книгу!), «Н ож и к » (береги школьную мебель!), «О времени» (цени минуты урока!). Все они построены по одной схеме —- ребята что-то недопо­ нимают, им разъясняют, и они начинают понимать. Во всех этих случаях мотиви­ ровка поступков ребят дается нарочито прямолинейно, рассказчик выглядит по­ просту глупеньким несмысленышем. Так, в главе «Н ож и к » Костя долго не мо­ жет уразуметь, что пионеры осуждают его за испорченную парту, а не просто за невнимание на уроке. У поэтессы А . Барто есть коротень­ кое стихотворение о девочке, которая пришла в театр на балет, но ничего не увидела, потому что потеряла номерок от вешалки и весь спектакль проискала его, ползая под сидениями. Читателю предлагается самому решить — кто ви­ новат в случившемся? И поверьте — от­ вет будет найден. Вот таких поводов для раздумий ча­ сто не оставляет на долю читателя В. Мастеренко своей новой книгой. И зря — читателю нужно доверять! Ровный, спокойный тон писателя в первых его повестях ,гармонически сове­ тался_ со стремительным разворотом со­ бытий. Здесь же он стал в ряде случаев наставническим, поучающим, появилось стремление проиллюстрировать задан­ ную мысль, писать «правильно». В книге есть общая плодотворная мысль, есть удачные главы, меткие зари­ совки, по-прежнему точен язык— трудно сказать какую-либо фразу короче, чем она сказана Мастеренко. Но нет в книге живого дыхания очевидца событий. J1. Б аландин . ТЕМА И ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕ Николай Павлов принадлежит к числу писателей «одной темы ». Ему близка и дорога тема_промышленного труда; она объединяет первые его рассказы — «К отельщ ики » , «З а чертежным столом », повесть о строителях «Горяч ее л е т о » и роман «Конструкторы ». Не изменил ей писатель и в сборнике «Ра зны е взгля­ ды » 1; даже в тех рассказах, где главны­ ми героями выступают дети, действие происходит в семьях инженеров или кон­ структоров. Разумеется, что все сказанное — лишь констатация факта; общеизвестно, что та или иная тематика не может с л у ­ жить критерием оценки. Прочитав рассказы Н. Павлова, без труда замечаешь, что писатель действи­ тельно влюблен в свое дело и в людей, увлеченных техникой, творчеством. Од­ нако эстетического удовлетворения от рассказов не испытываешь. В чем же просчеты автора? Пожалуй, один из самых характер­ ных в этом отношении — рассказ « Р а з ­ ные взгляды », открывающий книгу и давший ей" название. Сюжет этого рассказа (как, впрочем, и остальных) нельзя назвать бездействен­ ным: здесь есть и острый конфликт, и драматическая напряженность. Молодой инженер Галина Тальникова отвергает преданную любовь Григория Матвеева, вместе с ней окончившего ин­ ститут, и становится женой руководите­ ля конструкторского бюро Находчего. Вначале молодые супруги счастливы; постепенно Галина начинает понимать, что ее муж — себялюбец и карьерист, несправедливый к людям, равнодушный к порученному ему делу. Переубедить мужа она не в силах, и Галина оставляет его. Жизненный ли это конфликт? Несом­ ненно. Понятны ли поступки героев рас­ сказа? Этот вопрос заставляет задумать­ 1 Н. П а в л о в . « Р а з н ы е в з г л я д ы» (рассказы). Алтайское кн. изд., Барнаул, 1956, 165 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2