Сибирские огни, 1957, № 3
ЧИТАТЕЛЮ НУЖНО ДОВЕРЯТЬ В. Мастеренко известен как автор двух повестей для юношества — «Пути- дороги» и «Т р и года». Читателю полю бились светлый оптимизм, мягкий юмор, задушевная интонация писателя. Неоспоримы художественные достоин ства повестей — ясный, прозрачный язык, мастерство деталей, почти всегда зримых, ощутимых, умение скупыми средствами дать объемный образ. Герои Мастеренко раскрываются в процессе развития, становления, и это одна из са мых привлекательных черт его творче ства. Среди недостатков этих произведе ний критики отмечали недооценку роли общественных организаций,, неглубокое раскрытие образов преподавателей, сла бый показ воспитательного воздействия семьи и т. п. Новая книга В. Мастеренко «Расска зы Кости Коробейникова»1,’ посвящен ная жизни школьников, как будто лише на подобных недостатков. Здесь уделено достаточно внимания и работе пионер ской организации, и роли семьи, и образ классного руководителя выписан доволь но полно, и даже связь школы с обще ственностью города и села отображена— все в книге правильно, но... Когда я вслух прочел «Рассказы ...» Костиным сверстникам, они дружно за явили: — В общем — интересно, но иногда скучно. Почему «иногда скучно»? Может быть, слабо прочерчена сюжетная ли ния, нет интриги? Да, в первых пове стях события разворачивались куда стремительнее. Здесь же все происходит в довольно короткий промежуток време ни, и сюжет строится как процесс осмыс ливания героями простых, внешне ничем не примечательных событий их жизни. Но поскольку есть события, к тому же правдиво описанные, если есть процесс осмысливания, значит есть действенная линия, значит нет места скуке. В чем же дело? Для начала разберем, почему — «в общем — интересно». Уже первая фраза Костя, которой от крывается книга, вызывает интерес чи тателя: — В жизни мне не везет. Правда... Обратите внимание, каким искренним тоном это произнесено! Любопытно, ви димо, пойдет откровенный разговор по душам. — Начать с имени и фамилии, — продолжает Костя, — Ко-ро-бей-ни-ков. Короб, коробка, коробейник — неизвест но что... Но это я так. Понимаю, что не в 1 В. М а с т е р е н к . о . « Р а с с к а з ы Ко с т и К о р о б е й н и к о в а » . Новосибирск, кн. изд., 1956, 64 стр. фамилии дело. «Покрышкин» — тоже ничего особенного в фамилии нет. А вот — весь мир его знает. Нет, главное у меня не в этом. Нет условий. Правда... Чего же не хватает Косте в жизни? Оказывается, и Костя и его друг Витька опечалены тем, что... — Нету ничего такого, чтобы подвиг совершить. Школьные будни предоставляют ребя там немало случаев проявить себя, и хотя события их жизни никак не отне сешь к разряду героических, но, оказы вается, и в них разобраться бывает не легко. Странное дело! Порой самые лучшие побуждения ребят встречают совсем не ожиданную оценку со стороны товари щей и старших. Сделали Костя с Витей по секрету от всех детекторные приемники в подарок подшефному колхозу. Хорошее дело как будто. А на поверку — насмешили всех: у колхозников уже второй год ра ботает свой радиоузел и детекторные приемники им ни к чему. Вот что зна чит действовать в одиночку! Свою соседку по парте — девочку, • впервые попавшую в город из села, Костя решил просветить рассказом о Москве, да такого нафантазировал «д л я интересу», что потом самому стало стыдно. Не хотел Витя огорчать отца плохими оценками и подделал его подпись в дневнике. Думал — у отца серьезные экзамены — зачем ему доставлять не приятность? А вышло плохо. Ложь рас сорила друзей, заставила нарушить честное слово пионера. Осознание ошибки — новый этап в становлении ха рактера. Так шаг за шагом автор подводит чи тателя к выводу: и в самом маленьком деле нужно быть честным, смелым, исхо дить из общих, а не личных интересов. Помочь ли товарищу, приготовить ли обед для больной матери, научить ли младшего делать уроки, или же разобла чить спекулянта — всегда от человека требуется глубокая убежденность в пра воте совершаемого, везде нужно руко водствоваться лучшими моральными принципами. Костя и Витя так и не совершили подвига, но много новых истин откры лось перед ними, характеры их явно му жают. С настоящим проникновением в психо логию подростка написан ряд сцен, а не которые зарисовки своим простодушным юмором не могут не вызвать веселой улыбки. Чего стоит, например, такое место: по сле замечания учительницы математики Костя «немного посидел тихо, чтобы ма тематичка успокоилась». Или — «опять я стал грустить, пока не надоело». Прекрасно написана глава «Пара шют», где тонко передается чувство за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2