Сибирские огни, 1957, № 3

ЧИТАТЕЛЮ НУЖНО ДОВЕРЯТЬ В. Мастеренко известен как автор двух повестей для юношества — «Пути- дороги» и «Т р и года». Читателю полю­ бились светлый оптимизм, мягкий юмор, задушевная интонация писателя. Неоспоримы художественные достоин­ ства повестей — ясный, прозрачный язык, мастерство деталей, почти всегда зримых, ощутимых, умение скупыми средствами дать объемный образ. Герои Мастеренко раскрываются в процессе развития, становления, и это одна из са­ мых привлекательных черт его творче­ ства. Среди недостатков этих произведе­ ний критики отмечали недооценку роли общественных организаций,, неглубокое раскрытие образов преподавателей, сла­ бый показ воспитательного воздействия семьи и т. п. Новая книга В. Мастеренко «Расска­ зы Кости Коробейникова»1,’ посвящен­ ная жизни школьников, как будто лише­ на подобных недостатков. Здесь уделено достаточно внимания и работе пионер­ ской организации, и роли семьи, и образ классного руководителя выписан доволь­ но полно, и даже связь школы с обще­ ственностью города и села отображена— все в книге правильно, но... Когда я вслух прочел «Рассказы ...» Костиным сверстникам, они дружно за­ явили: — В общем — интересно, но иногда скучно. Почему «иногда скучно»? Может быть, слабо прочерчена сюжетная ли­ ния, нет интриги? Да, в первых пове­ стях события разворачивались куда стремительнее. Здесь же все происходит в довольно короткий промежуток време­ ни, и сюжет строится как процесс осмыс­ ливания героями простых, внешне ничем не примечательных событий их жизни. Но поскольку есть события, к тому же правдиво описанные, если есть процесс осмысливания, значит есть действенная линия, значит нет места скуке. В чем же дело? Для начала разберем, почему — «в общем — интересно». Уже первая фраза Костя, которой от­ крывается книга, вызывает интерес чи­ тателя: — В жизни мне не везет. Правда... Обратите внимание, каким искренним тоном это произнесено! Любопытно, ви­ димо, пойдет откровенный разговор по душам. — Начать с имени и фамилии, — продолжает Костя, — Ко-ро-бей-ни-ков. Короб, коробка, коробейник — неизвест­ но что... Но это я так. Понимаю, что не в 1 В. М а с т е р е н к . о . « Р а с с к а з ы Ко ­ с т и К о р о б е й н и к о в а » . Новосибирск, кн. изд., 1956, 64 стр. фамилии дело. «Покрышкин» — тоже ничего особенного в фамилии нет. А вот — весь мир его знает. Нет, главное у меня не в этом. Нет условий. Правда... Чего же не хватает Косте в жизни? Оказывается, и Костя и его друг Витька опечалены тем, что... — Нету ничего такого, чтобы подвиг совершить. Школьные будни предоставляют ребя­ там немало случаев проявить себя, и хотя события их жизни никак не отне­ сешь к разряду героических, но, оказы­ вается, и в них разобраться бывает не­ легко. Странное дело! Порой самые лучшие побуждения ребят встречают совсем не­ ожиданную оценку со стороны товари­ щей и старших. Сделали Костя с Витей по секрету от всех детекторные приемники в подарок подшефному колхозу. Хорошее дело как будто. А на поверку — насмешили всех: у колхозников уже второй год ра­ ботает свой радиоузел и детекторные приемники им ни к чему. Вот что зна­ чит действовать в одиночку! Свою соседку по парте — девочку, • впервые попавшую в город из села, Костя решил просветить рассказом о Москве, да такого нафантазировал «д л я интересу», что потом самому стало стыдно. Не хотел Витя огорчать отца плохими оценками и подделал его подпись в дневнике. Думал — у отца серьезные экзамены — зачем ему доставлять не­ приятность? А вышло плохо. Ложь рас­ сорила друзей, заставила нарушить честное слово пионера. Осознание ошибки — новый этап в становлении ха­ рактера. Так шаг за шагом автор подводит чи­ тателя к выводу: и в самом маленьком деле нужно быть честным, смелым, исхо­ дить из общих, а не личных интересов. Помочь ли товарищу, приготовить ли обед для больной матери, научить ли младшего делать уроки, или же разобла­ чить спекулянта — всегда от человека требуется глубокая убежденность в пра­ воте совершаемого, везде нужно руко­ водствоваться лучшими моральными принципами. Костя и Витя так и не совершили подвига, но много новых истин откры­ лось перед ними, характеры их явно му­ жают. С настоящим проникновением в психо­ логию подростка написан ряд сцен, а не­ которые зарисовки своим простодушным юмором не могут не вызвать веселой улыбки. Чего стоит, например, такое место: по­ сле замечания учительницы математики Костя «немного посидел тихо, чтобы ма­ тематичка успокоилась». Или — «опять я стал грустить, пока не надоело». Прекрасно написана глава «Пара­ шют», где тонко передается чувство за­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2