Сибирские огни, 1957, № 3

вздрагивали при каждом новом взрыве. «Зачем я пошла на фронт? — с тоской думала она во время одной из бомбежек. — Я не выдержу, сойду с ума! Мне не пережить этого страха, он сильнее меня. Пускай воюют солдаты, у меня нет си л !» . — Нервы на войне, — говорит комис­ сар начальнику госпиталя, — укрепля­ ют не бромом, не валериановыми капля­ ми, — нервы укрепляют в бою, мы дол­ жны научить людей владеть своими нер­ вами. Галина научилась владеть нервами. Многие испытания войны и невероятно тяжелый физический труд закалили ее. Судьба послала ей еще одно испытание. На фронте возникла большая, высокая и чистая любовь, которая дается человеку раз в жизни. Однако Галина не могла отдаться во власть этому чувству: у нее на фронте муж. Она переводится воен­ фельдшером в часть, где он служит. И тут — новое испытание. Галина видит то, о чем до войны только смутно дога­ дывалась: муж — морально нечисто­ плотный человек, бездушный эгоист, честолюбец, который все делает только для себя, для своей карьеры. Он на­ слаждается своей властью. «Е с ли не хочешь, чтобы командовали тобой, — командуй сам », — говорит он. Это открытие потрясло Галину. Все в ее личной жизни рухнуло. Возникла мысль покончить самоубийством. Она отмела ее. Самоубийство — это преда­ тельство. «Здесь , — пишет автор, — на берегу маленького озера, у могилы неизвестно­ го солдата, кончилась не жизнь ее, а мо­ лодость, здесь она подошла к своей зрелости ». Много военных и личных испытаний падают на долю других персонажей. Они выходят из этих испытаний победителя­ ми. Больше всего автор любит в своих героях чистоту чувств, душевную силу, высокую одухотворенность. И эту лю ­ бовь он передает читателям. Особенно удачен в этом отношении образ гордой, не гнущейся Тони Кротких. С захватывающей силой нарисован образ «хохотуш ки » и «любительницы танцев» Саши Григорьевой. Как вырос­ ла, как возмужала она на фронте! Как- то в задушевной беседе с друзьями она сказала: «Каждый человек должен чего- то достичь, чего-то сделать, оставить свой след на зем ле ». Саша мечтала стать писательницей. На фронте она вела дневник. Но она была не созерцательницей войны, а ее бойцом. Саша погибла при выполнении боево­ го задания, но она вместе с тысячами по­ добных ей оставила на земле тот « с л е д » , о котором страстно мечтала, — победу Родине. Саша была сначала медицинской сест­ рой, потом добилась отправки ее на пе­ редовую и стала разведчицей. Автор ярко показывает, как формируется из Саши боец-разведчик, как она выполняет свое последнее боевое задание: взрыв фашистского полевого склада боеприпа­ сов. Последний эпизод написан с такой впечатляющей силой, что мы можем без оговорок причислить его к лучшим стра­ ницам советской литературы об Отечест­ венной войне. Отметим попутно, что с такой же по­ трясающей силой, с таким же высоким мастерством написаны страницы о посе­ щении госпиталя матерью бойца, кото­ рый умер от ран. Какая сдержанность в рассказе, какой лаконизм в словах и в то же время какая объемность и глу ­ бина! Много в романе есть эпизодических персонажей. Некоторые из них букваль­ но «м елькаю т » на одной-двух страницах. Но мы почти всех видим и запоминаем, потому что автор умеет заглядывать в человеческие сердца и несколькими' штрихами нарисовать сцену, человече­ ский облик. Известно, что проникновение в духов­ ный мир человека и раскрытие его пред­ ставляют наибольшую трудность для пи­ сателя. Но это-то в значительной мере и определяет меру талантливости писате­ ля. Вера Устинова не ограничивается показом « д е л » своих героев, а проникает в их мысли и переживания, в их духов­ ную жизнь. Герои ее романа размышля­ ют над жизнью и анализируют свои по­ ступки и чувства. Писательница убеди­ тельно раскрывает их сложные пережи­ вания. Не все удалось в романе. Схематичен парторг госпиталя Курлаев, хотя внача­ ле он хорошо намечен и ярко написана его предвоенная биография. Недописан генерал Щадилов. Мы не знаем, чем же, собственно, он вызвал высокие чувства Галины. Немало в романе языковых погрешно­ стей, встречаются противоречивые вы­ сказывания об отдельных персонажах. Молодому писателю помог первый ре­ дактор ее романа опытный писатель Д. Нагишкин. Оставшиеся еще недостат­ ки легко могут быть устранены при из­ дании романа отдельной книгой. В поле внимания автора находится сравнительно небольшой период Отече­ ственной войны — немногим больше по­ лутора лет. Роман В. Устиновой начи­ нается, как мы уже сказали, фразой: «Наша армия отступала». Заканчивается он словами: «Наша армия наступала». Мы без труда и довольно точно можем представить, как жили, как воевали, каю думали герои романа в период, когда форсировали Днепр, а потом Западный Буг, Вислу и, наконец, Одер, и как жи­ вут и трудятся они сейчас, в послевоен­ ный период. С. Кожевников .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2