Сибирские огни, 1957, № 3
вздрагивали при каждом новом взрыве. «Зачем я пошла на фронт? — с тоской думала она во время одной из бомбежек. — Я не выдержу, сойду с ума! Мне не пережить этого страха, он сильнее меня. Пускай воюют солдаты, у меня нет си л !» . — Нервы на войне, — говорит комис сар начальнику госпиталя, — укрепля ют не бромом, не валериановыми капля ми, — нервы укрепляют в бою, мы дол жны научить людей владеть своими нер вами. Галина научилась владеть нервами. Многие испытания войны и невероятно тяжелый физический труд закалили ее. Судьба послала ей еще одно испытание. На фронте возникла большая, высокая и чистая любовь, которая дается человеку раз в жизни. Однако Галина не могла отдаться во власть этому чувству: у нее на фронте муж. Она переводится воен фельдшером в часть, где он служит. И тут — новое испытание. Галина видит то, о чем до войны только смутно дога дывалась: муж — морально нечисто плотный человек, бездушный эгоист, честолюбец, который все делает только для себя, для своей карьеры. Он на слаждается своей властью. «Е с ли не хочешь, чтобы командовали тобой, — командуй сам », — говорит он. Это открытие потрясло Галину. Все в ее личной жизни рухнуло. Возникла мысль покончить самоубийством. Она отмела ее. Самоубийство — это преда тельство. «Здесь , — пишет автор, — на берегу маленького озера, у могилы неизвестно го солдата, кончилась не жизнь ее, а мо лодость, здесь она подошла к своей зрелости ». Много военных и личных испытаний падают на долю других персонажей. Они выходят из этих испытаний победителя ми. Больше всего автор любит в своих героях чистоту чувств, душевную силу, высокую одухотворенность. И эту лю бовь он передает читателям. Особенно удачен в этом отношении образ гордой, не гнущейся Тони Кротких. С захватывающей силой нарисован образ «хохотуш ки » и «любительницы танцев» Саши Григорьевой. Как вырос ла, как возмужала она на фронте! Как- то в задушевной беседе с друзьями она сказала: «Каждый человек должен чего- то достичь, чего-то сделать, оставить свой след на зем ле ». Саша мечтала стать писательницей. На фронте она вела дневник. Но она была не созерцательницей войны, а ее бойцом. Саша погибла при выполнении боево го задания, но она вместе с тысячами по добных ей оставила на земле тот « с л е д » , о котором страстно мечтала, — победу Родине. Саша была сначала медицинской сест рой, потом добилась отправки ее на пе редовую и стала разведчицей. Автор ярко показывает, как формируется из Саши боец-разведчик, как она выполняет свое последнее боевое задание: взрыв фашистского полевого склада боеприпа сов. Последний эпизод написан с такой впечатляющей силой, что мы можем без оговорок причислить его к лучшим стра ницам советской литературы об Отечест венной войне. Отметим попутно, что с такой же по трясающей силой, с таким же высоким мастерством написаны страницы о посе щении госпиталя матерью бойца, кото рый умер от ран. Какая сдержанность в рассказе, какой лаконизм в словах и в то же время какая объемность и глу бина! Много в романе есть эпизодических персонажей. Некоторые из них букваль но «м елькаю т » на одной-двух страницах. Но мы почти всех видим и запоминаем, потому что автор умеет заглядывать в человеческие сердца и несколькими' штрихами нарисовать сцену, человече ский облик. Известно, что проникновение в духов ный мир человека и раскрытие его пред ставляют наибольшую трудность для пи сателя. Но это-то в значительной мере и определяет меру талантливости писате ля. Вера Устинова не ограничивается показом « д е л » своих героев, а проникает в их мысли и переживания, в их духов ную жизнь. Герои ее романа размышля ют над жизнью и анализируют свои по ступки и чувства. Писательница убеди тельно раскрывает их сложные пережи вания. Не все удалось в романе. Схематичен парторг госпиталя Курлаев, хотя внача ле он хорошо намечен и ярко написана его предвоенная биография. Недописан генерал Щадилов. Мы не знаем, чем же, собственно, он вызвал высокие чувства Галины. Немало в романе языковых погрешно стей, встречаются противоречивые вы сказывания об отдельных персонажах. Молодому писателю помог первый ре дактор ее романа опытный писатель Д. Нагишкин. Оставшиеся еще недостат ки легко могут быть устранены при из дании романа отдельной книгой. В поле внимания автора находится сравнительно небольшой период Отече ственной войны — немногим больше по лутора лет. Роман В. Устиновой начи нается, как мы уже сказали, фразой: «Наша армия отступала». Заканчивается он словами: «Наша армия наступала». Мы без труда и довольно точно можем представить, как жили, как воевали, каю думали герои романа в период, когда форсировали Днепр, а потом Западный Буг, Вислу и, наконец, Одер, и как жи вут и трудятся они сейчас, в послевоен ный период. С. Кожевников .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2