Сибирские огни, 1957, № 3

Нет и баталии. В центре произведения - люди, их характеры, их поступки, их судьбы. В показе людей автор также ру­ ководствуется правдой, и только прав­ дой. Война испытывала людей «на кре­ пость». Не все это испытание выдержи­ вали. Война как бы «прояв ляла » дейст­ вительную сущность того или иного че­ ловека. Вот жили-были три студента: Игорь Немилов, Галина Голубкова, Александра Григорьева. Они дружили между собой. Мы видим их после лекций на квартире Немиловых, слышим их разговор, ■ кое- что узнаем про каждого. Галина — кра­ сивая, лиричная, чуткая, склонная к са­ моанализу. Этой осенью вышла замуж после первого увлечения за молодого лейтенанта Бориса Шаповалова. Мужем она недовольна. «Ра зны е мы какие-то», «Что-то не то, что-то не так». Саша Гри­ горьева — хохотушка, влюбчивая, увле­ кается танцами. Шутя, под общий смех ■своих друзей, она спросила мать Игоря: — Антонина Сергеевна, -вы как врач- невропатолог не видите в этом никакой патологии? — Нет, — ответила Антонина Сер­ геевна, — я вижу совершенно здоровую, наделенную чувством юмора девушку. И вот третий — Игорь Немилов. Единственный сын Николая Саввича и Антонины .Сергеевны Немиловых. Обес­ печенные люди, врачи, они создали для сына тепличную обстановку. Жил он без забот и треволнений. Все желания и при­ хоти немедленно исполнялись. Он — способный юноша, отлично учится. Роди­ тели внушили ему, что он исключитель­ ный человек, которому суждено в жизни что-то большое. Игорь был активным комсомольцем, занимал одно из первых мест по военной подготовке. Началась война. Галя и Саша добро­ вольно ушли на фронт медицинскими сестрами. Оказался на фронте и Игорь Немилов. Но он пришел туда иным пу­ тем. Отца назначили начальником поле­ вого госпиталя. Через знакомых врачей он добился освобождения Игоря от фрон­ та и взял его с собой. Игорь стал писа­ рем в госпитале. Война оказалась не такой, как он ду­ мал, как внушали ему легкомысленные предвоенные кинофильмы и книги лите­ ратурных ремесленников. «Он верил, —- говорит о Игоре Галина, — что пойдем победоносным маршем. И вдруг такое испытание...» В романе хорошо подмечено чувство коллектива, которое господствовало сре­ ди людей на фронте. «В о всех фронтовых встречах, во всех делах чувствовалось одно: люди делают общее большое дело, захвачены им до того, что забывалось, терялось все лич­ ное, исчезали все мелочные заботы и думы. Было — главное, во имя которого они сейчас здесь работали, переносили все невзгоды, а если было нужно, молча умирали». Игорь жил вне коллектива, ему было чуждо фронтовое чувство коллективиз­ ма. Он был лишним. И, естественно, он надломился. Закалку, которую он не по­ лучил раньше, дала бы ему война. Но «заботами» отца он был «предохранен» от трудностей и испытаний войны. Иго­ ря мучила совесть, но он не нашел в себе силы вырваться из-под влияния отца. Примешалась его нечистая связь с «потребительницей» жизни врачом Ниной Касаткиной, для которой главным было — выжить, любым путем, любой ценой. Игорь кончил самоубийством. Какая страшная трагедия 'д ля отца: сохраняя сына от смерти на войне, он сам убил его! Конечно, автор мог бы «послать » Игоря на передовую и «перевоспитать», «исправить». Устинова поступила пра­ вильно, что не сделала этого. История с Игорем не получила бы того драматиче­ ского и поучительного накала, какой она имеет сейчас. Игорь — новая фигура в литературе об Отечественной войне. Но он и его па­ паша — это, конечно, всего лишь одна из деталей войны. Не они определяли лицо нашей армии и народа в военный период. Крупным планом В. Устинова показывает других людей, которых вой­ на не калечит, не надламывает, а зака­ ляет, делает более зрелыми. Такими яв­ ляются друзья Игоря по школе и вузу— Галина Голубкова и Александра Гри­ горьева. Кроме них, перед читателем проходит целая галерея женских образов: врача Шалфеевой, медицинских сестер Тони Кротких, Кати Голенковой, санитарки Нюры. Роман В. Устиновой — это в сущности широкое повествование о женщинах на войне. В Отечественной войне участвовали тысячи женщин. Каждый, кто был на фронте, видел их мужество и душевную чистоту. А ведь женщине на войне было значительно труднее, чем мужчинам, — и в физическом и моральном отношении. Да, мы это знали. Но В. Устинова, как художник, помогла нам понять это глуб ­ же и заметить многое из того, что от на­ шего обычного взгляда ускользало. Она нарисовала не только то общее, что бы­ ло свойственно подавляющему большин­ ству женщин-фронтовичек. Она показала нам характеры каждого . из персонажей романа и их индивидуальные судьбы. И за ними интересно и поучительно наблю­ дать. Вот Галина Голубкова. На фронт ее привело высокое патриотическое чув­ ство. Но как страшен оказался этот фронт! Бомбежки госпиталя, артилле­ рийские обстрелы, окружение, голод, страдания раненых, кровь, смерть, Она перевязывала раненого, и пальцы ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2