Сибирские огни, 1957, № 3
Нет и баталии. В центре произведения - люди, их характеры, их поступки, их судьбы. В показе людей автор также ру ководствуется правдой, и только прав дой. Война испытывала людей «на кре пость». Не все это испытание выдержи вали. Война как бы «прояв ляла » дейст вительную сущность того или иного че ловека. Вот жили-были три студента: Игорь Немилов, Галина Голубкова, Александра Григорьева. Они дружили между собой. Мы видим их после лекций на квартире Немиловых, слышим их разговор, ■ кое- что узнаем про каждого. Галина — кра сивая, лиричная, чуткая, склонная к са моанализу. Этой осенью вышла замуж после первого увлечения за молодого лейтенанта Бориса Шаповалова. Мужем она недовольна. «Ра зны е мы какие-то», «Что-то не то, что-то не так». Саша Гри горьева — хохотушка, влюбчивая, увле кается танцами. Шутя, под общий смех ■своих друзей, она спросила мать Игоря: — Антонина Сергеевна, -вы как врач- невропатолог не видите в этом никакой патологии? — Нет, — ответила Антонина Сер геевна, — я вижу совершенно здоровую, наделенную чувством юмора девушку. И вот третий — Игорь Немилов. Единственный сын Николая Саввича и Антонины .Сергеевны Немиловых. Обес печенные люди, врачи, они создали для сына тепличную обстановку. Жил он без забот и треволнений. Все желания и при хоти немедленно исполнялись. Он — способный юноша, отлично учится. Роди тели внушили ему, что он исключитель ный человек, которому суждено в жизни что-то большое. Игорь был активным комсомольцем, занимал одно из первых мест по военной подготовке. Началась война. Галя и Саша добро вольно ушли на фронт медицинскими сестрами. Оказался на фронте и Игорь Немилов. Но он пришел туда иным пу тем. Отца назначили начальником поле вого госпиталя. Через знакомых врачей он добился освобождения Игоря от фрон та и взял его с собой. Игорь стал писа рем в госпитале. Война оказалась не такой, как он ду мал, как внушали ему легкомысленные предвоенные кинофильмы и книги лите ратурных ремесленников. «Он верил, —- говорит о Игоре Галина, — что пойдем победоносным маршем. И вдруг такое испытание...» В романе хорошо подмечено чувство коллектива, которое господствовало сре ди людей на фронте. «В о всех фронтовых встречах, во всех делах чувствовалось одно: люди делают общее большое дело, захвачены им до того, что забывалось, терялось все лич ное, исчезали все мелочные заботы и думы. Было — главное, во имя которого они сейчас здесь работали, переносили все невзгоды, а если было нужно, молча умирали». Игорь жил вне коллектива, ему было чуждо фронтовое чувство коллективиз ма. Он был лишним. И, естественно, он надломился. Закалку, которую он не по лучил раньше, дала бы ему война. Но «заботами» отца он был «предохранен» от трудностей и испытаний войны. Иго ря мучила совесть, но он не нашел в себе силы вырваться из-под влияния отца. Примешалась его нечистая связь с «потребительницей» жизни врачом Ниной Касаткиной, для которой главным было — выжить, любым путем, любой ценой. Игорь кончил самоубийством. Какая страшная трагедия 'д ля отца: сохраняя сына от смерти на войне, он сам убил его! Конечно, автор мог бы «послать » Игоря на передовую и «перевоспитать», «исправить». Устинова поступила пра вильно, что не сделала этого. История с Игорем не получила бы того драматиче ского и поучительного накала, какой она имеет сейчас. Игорь — новая фигура в литературе об Отечественной войне. Но он и его па паша — это, конечно, всего лишь одна из деталей войны. Не они определяли лицо нашей армии и народа в военный период. Крупным планом В. Устинова показывает других людей, которых вой на не калечит, не надламывает, а зака ляет, делает более зрелыми. Такими яв ляются друзья Игоря по школе и вузу— Галина Голубкова и Александра Гри горьева. Кроме них, перед читателем проходит целая галерея женских образов: врача Шалфеевой, медицинских сестер Тони Кротких, Кати Голенковой, санитарки Нюры. Роман В. Устиновой — это в сущности широкое повествование о женщинах на войне. В Отечественной войне участвовали тысячи женщин. Каждый, кто был на фронте, видел их мужество и душевную чистоту. А ведь женщине на войне было значительно труднее, чем мужчинам, — и в физическом и моральном отношении. Да, мы это знали. Но В. Устинова, как художник, помогла нам понять это глуб же и заметить многое из того, что от на шего обычного взгляда ускользало. Она нарисовала не только то общее, что бы ло свойственно подавляющему большин ству женщин-фронтовичек. Она показала нам характеры каждого . из персонажей романа и их индивидуальные судьбы. И за ними интересно и поучительно наблю дать. Вот Галина Голубкова. На фронт ее привело высокое патриотическое чув ство. Но как страшен оказался этот фронт! Бомбежки госпиталя, артилле рийские обстрелы, окружение, голод, страдания раненых, кровь, смерть, Она перевязывала раненого, и пальцы ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2