Сибирские огни, 1957, № 3
киваются отец с сыном, — самый вялый, неинтересный. Не помогает автору и эле мент мелодраматичности, который про низывает диалоги персонажей по поводу неожиданного открытия тайны отцов ства. Зато реальный сюжет произведения, который должен был широко раскрыть различные характеры настоящих героев, остался явно недоработанным. Даже в той мере, в какой реальный ход событий на стройке предполагал показать его участников (в романе речь идет о первом периоде строительства), они недорисова- ны. Герои появляются и исчезают, вы ступая эпизодически, проявляя лишь от дельные черты своих характеров. Разумеется, в книге есть удачные ху дожественные детали — мы имеем дело с опытным автором. Так, в сцене объяс нения Жени Лесничей и Алексея Ивано вича писателю достаточно было отте нить своеобразие интонации в разговоре, чтобы на этой основе мотивировать очень важные поступки героев. А рядом с ним, свидетельствуя о то ропливости писателя, о непродуманное™ •его замыслов, обнаруживаются характе ристики произвольные, не отвечающие сущности и значению изображаемых пер сонажей. Наиболее грубый просчет допу стил Ф. Таурин в развитии темы любви машиниста экскаватора Семена Перева- лова и молодой работницы Гали Кова ленко. Всеми силами и средствами он пытается доказать, что эта любовь чи стая, прочная, благородная. А в противо речии с таким замыслом он внезапно, без всяких поводов и оснований, застав ляет Галю усомниться в прочности своих отношений с Семеном. Столкнувшись с Галей в медицинском пункте, Перевалов говорит с радостью: «Хорошо, что я тебя встретил». « — Меня ли? » — .лука во прошептала ему на ухо Галя. В шут ку, конечно, хотя... хотя где-то краешком проскользнула мысль: « А вдруг на са мом деле? Не закажешь. Не муж. А впро чем, и мужья эти нынешние...» Ф. Тау рин, «принудив» своего персонажа выра зить совершенно несвойственные ему мысли, не заметил, как в значительной мере разрушил поэтическое впечатление, особенно доказательное в связи с тем, что ясная и крепкая любовь Гали и Се мена резко- контрастирует с холодными, рассудочными «любовными» похожде ниями Гусарова. На последней странице произведения можно прочесть: «Конец первой книги». Да, главные события, связанные со -строительством гидростанции мирового значения, требуют, чтобы была написана следующая книга. Но и первая книга нуждается в серьезной доработке. Пока мы имеем лишь эскиз к будущей карти не. Нужно, чтобы его сменила действи тельно полнокровная, сверкающая всеми яркими красками картина всенародной борьбы за электрификацию Восточной Сибири, за превращение ее в форпост коммунизма. А. Абрамович. ПРАВДА О ВОЙНЕ ' Перед нами альманах «Советская Лат вия». Мы читаем в нем роман Веры Устиновой «Простая история», и нам вспоминаются слова Горького, сказанные еще в 1930 году о том, что новая наша литература создается не в одном или двух центрах, а во всей обширной нашей стране. Навряд ли кто-нибудь из критиков бу дет оспаривать это абсолютно правиль ное утверждение. Но, увы, практика по казывает, что критики замечают только тогда интересное произведение перифе рийного писателя, когда оно переиздает ся в центре. Так было с романом Геор гия Маркова «Строговы », с романом Владимира Попова «С таль и шлак» и со многими другими произведениями. Так получилось и -с романом Веры Устиновой. Это значительное произведе ние несомненно является ценным вкла дом в литературу об Отечественной вой не. Но вот прошло больше года, как оно напечатано в Риге, а в центральной прес се критики не сказали о нем ни одного слова. Почему? Они не читают то, что печатается в периферийных журналах и альманахах. В. Устинова — молодой писатель. Первый ее рассказ («Мокрый снег») на печатан в 1955 году в журнале «О го нек». Он затронул сердца читателей за душевностью и правдой. Редакция пре мировала его, как один из лучших рассказов, опубликованных в «О гоньке» в 1955 году. Роман «Простая история», появившийся пока только в альманахе, имеющем трехтысячный тираж, также нашел горячий отклик читателей. По явились о нем похвальные отзывы в м е с т ной прессе: «Коммунист Советской Лат вии», «Циня », «Советская Латвия». В романе покоряет прежде всего прав да, мужественная правда о войне. В. Устинова рисует начальный период войны, который, как известно, был наи более тяжелым для нашей Родины. «Н а ша армия отступала» — с этой фразы начинается роман. Автор не лакирует действительность тех дней, что иногда бывало в художественных произведениях и даже в военно-исторических трудах об Отечественной войне. В романе мы ви дим картины неимоверно тяжелой обста новки на фронте, огромные усилия и жертвы, которые потребовались тогда от народа и армии. В романе нет точного описания хода войны хотя бы на одном участке. Собы тия ее введены в произведение главным образом в связи с изображением людей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2