Сибирские огни, 1957, № 3

киваются отец с сыном, — самый вялый, неинтересный. Не помогает автору и эле ­ мент мелодраматичности, который про­ низывает диалоги персонажей по поводу неожиданного открытия тайны отцов­ ства. Зато реальный сюжет произведения, который должен был широко раскрыть различные характеры настоящих героев, остался явно недоработанным. Даже в той мере, в какой реальный ход событий на стройке предполагал показать его участников (в романе речь идет о первом периоде строительства), они недорисова- ны. Герои появляются и исчезают, вы­ ступая эпизодически, проявляя лишь от­ дельные черты своих характеров. Разумеется, в книге есть удачные ху­ дожественные детали — мы имеем дело с опытным автором. Так, в сцене объяс­ нения Жени Лесничей и Алексея Ивано­ вича писателю достаточно было отте­ нить своеобразие интонации в разговоре, чтобы на этой основе мотивировать очень важные поступки героев. А рядом с ним, свидетельствуя о то­ ропливости писателя, о непродуманное™ •его замыслов, обнаруживаются характе­ ристики произвольные, не отвечающие сущности и значению изображаемых пер­ сонажей. Наиболее грубый просчет допу­ стил Ф. Таурин в развитии темы любви машиниста экскаватора Семена Перева- лова и молодой работницы Гали Кова­ ленко. Всеми силами и средствами он пытается доказать, что эта любовь чи­ стая, прочная, благородная. А в противо­ речии с таким замыслом он внезапно, без всяких поводов и оснований, застав­ ляет Галю усомниться в прочности своих отношений с Семеном. Столкнувшись с Галей в медицинском пункте, Перевалов говорит с радостью: «Хорошо, что я тебя встретил». « — Меня ли? » — .лука­ во прошептала ему на ухо Галя. В шут­ ку, конечно, хотя... хотя где-то краешком проскользнула мысль: « А вдруг на са­ мом деле? Не закажешь. Не муж. А впро­ чем, и мужья эти нынешние...» Ф. Тау ­ рин, «принудив» своего персонажа выра­ зить совершенно несвойственные ему мысли, не заметил, как в значительной мере разрушил поэтическое впечатление, особенно доказательное в связи с тем, что ясная и крепкая любовь Гали и Се­ мена резко- контрастирует с холодными, рассудочными «любовными» похожде­ ниями Гусарова. На последней странице произведения можно прочесть: «Конец первой книги». Да, главные события, связанные со -строительством гидростанции мирового значения, требуют, чтобы была написана следующая книга. Но и первая книга нуждается в серьезной доработке. Пока мы имеем лишь эскиз к будущей карти­ не. Нужно, чтобы его сменила действи­ тельно полнокровная, сверкающая всеми яркими красками картина всенародной борьбы за электрификацию Восточной Сибири, за превращение ее в форпост коммунизма. А. Абрамович. ПРАВДА О ВОЙНЕ ' Перед нами альманах «Советская Лат­ вия». Мы читаем в нем роман Веры Устиновой «Простая история», и нам вспоминаются слова Горького, сказанные еще в 1930 году о том, что новая наша литература создается не в одном или двух центрах, а во всей обширной нашей стране. Навряд ли кто-нибудь из критиков бу­ дет оспаривать это абсолютно правиль­ ное утверждение. Но, увы, практика по­ казывает, что критики замечают только тогда интересное произведение перифе­ рийного писателя, когда оно переиздает­ ся в центре. Так было с романом Геор­ гия Маркова «Строговы », с романом Владимира Попова «С таль и шлак» и со многими другими произведениями. Так получилось и -с романом Веры Устиновой. Это значительное произведе­ ние несомненно является ценным вкла­ дом в литературу об Отечественной вой­ не. Но вот прошло больше года, как оно напечатано в Риге, а в центральной прес­ се критики не сказали о нем ни одного слова. Почему? Они не читают то, что печатается в периферийных журналах и альманахах. В. Устинова — молодой писатель. Первый ее рассказ («Мокрый снег») на­ печатан в 1955 году в журнале «О го ­ нек». Он затронул сердца читателей за­ душевностью и правдой. Редакция пре­ мировала его, как один из лучших рассказов, опубликованных в «О гоньке» в 1955 году. Роман «Простая история», появившийся пока только в альманахе, имеющем трехтысячный тираж, также нашел горячий отклик читателей. По­ явились о нем похвальные отзывы в м е с т ­ ной прессе: «Коммунист Советской Лат­ вии», «Циня », «Советская Латвия». В романе покоряет прежде всего прав­ да, мужественная правда о войне. В. Устинова рисует начальный период войны, который, как известно, был наи­ более тяжелым для нашей Родины. «Н а ­ ша армия отступала» — с этой фразы начинается роман. Автор не лакирует действительность тех дней, что иногда бывало в художественных произведениях и даже в военно-исторических трудах об Отечественной войне. В романе мы ви­ дим картины неимоверно тяжелой обста­ новки на фронте, огромные усилия и жертвы, которые потребовались тогда от народа и армии. В романе нет точного описания хода войны хотя бы на одном участке. Собы­ тия ее введены в произведение главным образом в связи с изображением людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2