Сибирские огни, 1957, № 3
дошественное значение в особенности по тому, что в романе убедительно раскры ты самые отвратительные черты «в е л ь можи » — его пренебрежение к народ ным массам, демагогические приемы заигрывания с народом для завоевания дутого авторитета, для упрочения своего «места под солнцем»: «Когда к нему приходили с заявления ми и просьбами, он почти никогда и ни кому не отказывал. Если просили сме нить квартиру, Гусаров снимал трубку, вызывал начальника жилищно-комму нального отдела и приказывал: «разо браться и удовлетворить просьбу», — хотя зачастую отлично знал, что ни од ной свободной квартиры в резерве нет. И когда ему об этом напоминали, произ носил назидательную речь примерно та кого содержания: «Когда я, в конце кон цов, научу вас заботиться о людях? О людях, которые строят величайшую на Востоке гидростанцию...» «Н а второй прием к начальнику строительства не всегда удавалось попасть, и неудовлетво ренный проситель оставался при убежде нии, что начальник стройки правильный человек и понимает рабочего, только вот в отделах управления развелось' много бюрократов». Ф. Таурин верно видит основные тен денции развития социалистического об щества. Гусарова в конце произведения ждет суровая расплата за преступления. Но дело в том, что писатель увлекся темой «гусаровщины », забыл о том, что ангарская стройка и ее истинные созидатели, вопреки стремлениям Гуса рова, продолжали свое великое дело. Между тем даже в эпизоде спасения котлована рабочие выступают как безы мянные фигуры, являются лишь фоном, на котором один Гусаров обнаруживает свои «блестящ ие дарования». Такая дис пропорция является одной из самых серьезных слабостей произведения. Мас штаб огромной стройки, реальный раз мах народных сил в решении колоссаль ной задачи развития производительных сил в Восточной Сибири оказались явно приниженными. Характер Гусарова и вся история его морально-политического падения господ ствуют в романе еще и потому, что ему не противопоставлены сильные против ники, герои, призванные отстоять и за щитить правое дело. По замыслу писа теля одним из них должен являться се кретарь партийного комитета строитель ства. Однако в явном противоречии с этим замыслом писатель даже в реализа ции сюжета отводит ему ничтожно малое место и тем самым ставит его в ложное положение. Перед нами развертывается двадцатый или тридцатый вариант темы о партийном работнике, который не лю бит, не страдает, не радуется, а лишь выступает как «верховный судья », оце нивающий поступки других героев и воз дающий им по заслугам. Формально Кашеваров успевает в от веденной ему роли выполнить некоторые функции партийного руководителя. Он бывал в котловане, на большом шагаю щем экскаваторе, беседовал с парторга ми, выслушивал жалобы и сигналы. Од нако ни разу он не проявил при этом естественных черт характера, жестов, движений, свойственных обычному смертному. Вот, например, как ведет себя секре тарь парткома, узнав от руководителя автоуправления Луговского о фальшивой докладной записке Гусарова: «Кашева^ ров спокойно посмотрел на побагровев шего Луговского, и по виду его невоз можно было определить, согласен ли он с этой категорической оценкой или, на против, считает доводы, изложенные в докладной, убедительными». Откуда это спокойствие, невозмутимость в минуты, когда коммунист Луговской переживает свалившуюся на него тяжелую беду? Быть может, это лишь внешняя выдерж ка? Нет, и в других важных случаях Ка шеваров так же бесстрастен. Нет, ничем не обогатилась наша лите ратура с появлением в романе «Ан гар а » такого персонажа. Очень важна в совет ской литературе тема изображения пар тийного руководителя, умеющего рабо тать с народом. Она не решена Ф. Таури- ным. Мало того, схематический, обед ненный характер Кашеварова еще более усиливает побочную, второстепенную ли нию произведения, связанную с фигурой Гусарова. На примере романа «А н гар а » весьма наглядно можно убедиться в том, что просчеты в идейно-художественном за мысле произведения всегда и весьма от рицательно сказываются и на его форме. Отстранив основных героев, автор легко отказался и от верного, естественного сюжета, в котором главное место долж^- ны были занять Серой из народной среды, подлинные строители гидростан ции. Гусаров занял непомерное место в со бытиях, столкновении характеров, в ре шении такой широкой и важной темы, которая определена самим многообещаю щим названием романа. Вероятно, ошибочно полагая, что «обычная» жизнь «простых » людей не дает оснований для создания увлека тельного сюжета, Ф. Таурин предложил такую выдуманную сюжетную линию, как Гусаров — Сергей Ракитин. Нарочи тость ее обнаруживается даже в том, что оказался неясным сам конфликт между Гусаровым и его первой женой, конфликт, приведший к разрыву. А - з а чем понадобилось автору «определять » Сергея в сыновья к Гусарову, — совер шенно неизвестно. Ни на жизнь двух пер сонажей, ни на раскрытие смысла про изведения в целом это обстоятельство не оказывает никакого влияния. И не с л у чайно эпизод в конце романа, где стал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2