Сибирские огни, 1957, № 3

Книмснсге одоление ............................ ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО О предыдущих сборниках омских ли­ тераторов авторы рецензий не могли ска­ зать: наконец-то, удача! Этого не ска­ жешь и о новой книге «Литературного Омска», хотя в ней и опубликовано не­ сколько безусловно интересных произве­ дений1. Так происходит оттого, на наш взгляд, что составители и редакторы не учитывают опыта прошлых лет, и каче­ ство книг альманаха не повышается, а в лучшем случае оказывается повторе­ нием уже пройденного этапа. Не раз отмечалось, что самый слабый раздел «Литературного Омска» — сти­ хотворный. Не очень требовательно по­ дошли к отбору стихов составители и те­ перь. В добрых намерениях, в искренности И. Листова нельзя сомневаться. Но чи­ тая его весьма благополучные стихи о награде хлеборобов, о ветеране, стихи-об­ ращение к молодому новоселу, остаешь­ ся совершенно холодным к тому, что, конечно же, волновало поэта. В них вы­ сказаны бесспорные мысли и нет глав­ ного— с в о е г о непосредственного виде­ ния мира. И. Листов не замечает, ве­ роятно, что говорит он словами и образа­ ми отработанными и что от повторения их никому теплее не станет. Как бы ис­ кусно ни рифмовались словосочетания— «Зерно урожая льется щедрым потоком в твои закрома», «Этот хлеб добывался работой упорной», сколько бы раз ни го­ ворилось о земле «плодородной», о зер­ нах «отборных», о целине, «покоренной трудом», поэзии здесь нет, коль чувство заменено восклицательным знаком, а мысль трафаретом. Автор даже не заме­ чает, что из стихотворения в стихотворе­ ние он повторяет одинаково шаблонные строки. О целинниках — «Каждый шаг надо с боем пройти», о фронтовиках — «М ы добывали с бою каждый шаг». Или: «Н о в груди комсомольское сердце стучало », «Б ьется комсомольское сердце в груди», «Билось в нашей груди твое сердце большое» и т. п. Результат в та­ ких случаях всегда один: стихи никого тронуть не могут. Стихотворение В. Гонта «Эстафета» более походит на ребус. Почти каждая строфа требует отгадки. Стихотворение, 1 « Л и т е р а т у р н ы й Ом с к » . Сборник произведений омских писателей. Омск, кн. изд., 1956, 184 стр. 12. «Сибирские огни» № ?. например, кончается словами: «Так , Се­ вер, ждя меня упрямым продолженьем эстафеты». По-русски, конечно, не гово­ рят «жди меня продолженьем», можно только догадываться о том, что хотел сказать автор, точно так же, как в за­ мысловатой фразе: « А ветер, пьян и хил, манил с собой пойти разведкой юга». Есть строки, которые только по форме правильные, а смысла в них нет'. В полярный день, когда песец линял, Родился я. ■И как бы успокоясь. Отец поцеловал меня. Оставив незаконченную повесть... Почему «как бы »? Что за «незакончен­ ная повесть»? Искать в стихотворении ответы на такие вопросы — тщетное за­ нятие. Остры по замыслу басни JI. Шевчука. Но эстетического удовлетворения они не доставляют. Мысль в них предельно об­ нажена, высмеиваемые герои непроходи­ мо глупы, а события излагаются столь пространно, что смешные положения ге­ роев тонут в обильном потоке слов. «Ж алоба кандидата Начетникова» — так называется длинная басня о челове­ ке, лишенном способности мыслить са­ мостоятельно. Явление это,, разумеется, достойно осмеяния, но в форме более острой, чем простое саморазоблачение, к тому же выраженное подчас стихами неточными, тяжеловесными: «В едь рань­ ше даже хорошо считалося, когда ты мысль не пускал свою за. край цитаты». В пространнейшей басне «Ш вы рок » героя заставляют произнести откровенно глупую речь, а затем еще от автора разъясняют: «В от так проговорив, ди­ ректор важно сел, едва л ь почувствовав, что говорил он глупо ». Такие горе-руко­ водители, «руководители по профессии», как Швырок, его покровители и защит­ ники есть в нашем обществе, о них надо писать зло и беспощадно, но решительно нельзя согласиться с обобщением, вдруг прозвучавшим в басне. У Л. Шевчука получилось, что куда бы мы сейчас ни пошли, непременно наткнемся на Швырка. Есть в книге интересное стихотворе­ ние у Н. Касьянова — «См ена », хороши стихи для детей Т. Белозерова, в целом же поэтический раздел безрадостен как и прежде. Лучшее прозаическое произведение сборника— очерк Л. Иванова «Эконо­ мист». Речь в нем идет об очень важной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2