Сибирские огни, 1957, № 3
смотря на то, что с 1822 года, при обра зовании Енисейской губернии, село Ми нусы было переименовано в город окружного значения. Беляевская школа была платной, но плата за обучение взималась только с родителей имущих, бедные от нее осво бождались частично или полностью. Кроме общеобразовательных предметов, здесь шло обучение ремеслам, а также пению и гимнастике. Закон божий не пре подавался. В этой школе обучение тесно связы валось с жизнью, детям прививались практические навыки по столярному, кузнечному и другим ремеслам, по об работке земли. В другой части Сибири, в г. Я луто ровске, на поселении находилась группа декабристов в составе И. Якушкина, М. Муравьева-Апостола, Е. Облонского, А . Ентальцева, В. Вроницкого, А . Чер касова, В. Тизенгаузена и друга А . С. Пушкина — И. Пущина. Эта колония декабристов, при содейст вии передовой части населения, открыла в городе народное училище. Открыв общедоступную школу для детей разных сословий и национально стей, декабристы проявили исключи тельную заботу о том, чтобы все школь ники могли ее посещать. На свои сред ства они приобрели несколько комплек тов теплой детской одежды, снабдили ею бедных детей. Количество учащихся в школе быстро увеличивалось. В 1842 году в ней обуча лось 42, а в 1846 уже 198 мальчиков. Руководил школой И. Д. Якушкин, отдавший ей много сил и знаний. «С лава о нашем Ялуторовском учили ще неумолкаемо гремит», — писал дека брист В. Ш тейнгель своим друзьям. В 1846 году Якушкин открыл в Я л у торовске вторую, женскую школу, един ственную в те времена в Западной Си бири. Эта школа была бесплатной и содер жалась на средства декабристов. Ей много помогала сестра знаменитого рус ского ученого Д. И. Менделеева — О ль га Ивановна. Она внесла самое крупное пожертвование на школу. Декабрист Черкасов А . И. тайно от губернских властей открыл в Березове небольшую бесплатную школу для детей бедняков. Но вскоре школа была закры та губернскими властями, а ее учитель был подвергнут однодневному тюремно му заключению. Отбыв наказание, по просьбе крестьян-бедняков, он продол жал учить детей, но только уже не в школе, а по домам. Дм. Завалишин прожил в Сибири 35 лет. Сибирь этому декабристу обязана многим. Получив в 1856 году амнистию, Завалишин не оставил Сибирь, как дру гие, а жил здесь до 1863 года. Завали шин часто выступал в печати, высмеи вал взяточничество и вымогательство. Это было не по душе сибирским властям, и они всячески старались избавиться от Завалишина, прося правительство вы слать его из Сибири. Дольше всех декабристов прожил в Сибири И. И. Горбачевский. Здесь он и умер. На Петровском заводе Иван Ива нович вел среди жителей атеистическую пропаганду. Иркутский архиерей возбуж дал против Горбачевского дело, пытаясь обвинить его в том, что он не ходит в церковь, не соблюдает обрядов. Горбачевский был тесно связан со школой декабристов, организованной на заводе. С отъездом их из Петровска, он взял школу на свое попечение. Генерал-губернатор Восточной Сиби ри, узнавший, что во многих населен ных пунктах государственные преступ ники — декабристы обучают детей гра моте, немедленно дал указание местным властям пресекать их работу. В одном из его секретных распоряжений говорилось: «И з переписки государственных пре ступников, на поселении находящихся, усмотрел, что некоторые из них обуча ют крестьянских детей российской гра моте. Находя это занятие государствен ных преступников противным прямому смыслу существующих указаний и же лая отвратить вредное влияние таковых учителей на умы учеников, его высоко превосходительство предписал состоя щему в должности Енисейского граждан ского губернатора обратить на это осо бое внимание и положить предел этому злу , допущенному местными властями, очевидно, по одной недальности и недо разумению, подтвердив им, что дальней шее с их стороны этому злоупотребле нию попущение влечет их в неминуе мую ответственность. Его превосходи тельство, извещая окружного начальни ка о сем, предписывает немедленно сде лать распоряжение, чтобы государствен ные преступники ни под каким видом не занимались с сего времени обучением де т е й »1. Однако народ находил обходные пути. Крестьяне приглашали декабристов-учи- телей к себе в избы, где ребята неболь шими группами учились чтению и письму. «М ы первые, — писал Д. Завали шин, — явились в Сибири из высокого сословия вполне доступные и притом с правилами, советами, противоположны ми тем, какие жители привыкли видеть в высших себя начальниках...». 1 Цитируется по книжке: Л. Чуковская. Де кабристы — исследователи Сибири. 1950 г., стр. 108.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2