Сибирские огни, 1957, № 3
ИТрцбцна писателя ""1 ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Т о в . М . Минокпну Уважаемый тов. Минокин! Выступая по поводу Вашей рецензии на мою книгу «Всеволод Иванов», опубликованной в газете «Советская Сибирь» от 22 ноября 1956 г., я отнюдь не думаю, что в книге нет недостатков, просчетов, неточностей. Наоборот, я пола гаю, что в ней их значительно больше, чем, скажем, у автора, который берется за монографию о Д. Фурманове или А . Фадееве. Такой автор имеет в распоря жении десяток работ своих предшественников и может учесть их опыт. К тому же, творческий путь, например, Д. Фурманова, можно сказать, прямолинеен и сравнительно краток. Другое дело у Вс. Иванова, и я отдавал себе отчет в том, что легко могу ошибиться, пытаясь впервые в меру своих сил проследить его сорокалетний путь в советской литературе. Спору нет, догматизм и антиисторизм — трудноизлечимые болезни в нашем литературоведении. Но, по моему глубокому убеждению, и те весьма радикаль ные «средства » борьбы с ними, которые Вы предлагаете, вряд ли кому помогут. Вы говорите, что я дал «искаженное представление об истории советской литературы», а творчество Вс. Иванова у меня «показано обедненным, без до статочного понимания его сложности». Из этого следует, что Вы, конечно, имее те свою точку зрения на творчество Вс. Иванова. Какова же она? Вы считаете, что я и многие критики до меня совершенно напрасно видели в цикле «Партизанские повести» некоторые, подчас существенные, недостатки и противоречия. Вы так и пишете: «Н . Яновский, как и многие критики до него, приписывает Иванову преклонение перед стихийностью и недооценку сознания народных масс в революции». Цемного ниже Вы это называете «вульгарно-со циологической схемой». Далее Вы считаете, что я не сумел по-настоящему показать возросшее мас терство Иванова как новелиста «в последующий период после «Партизанских повестей». Затем Вы утверждаете, что за время работы писателя над романом «П о хождения факира» «все сомнения и колебания его остались позади», а неудачу с продолжением романа Вы объясняете тем, что «он не до конца справился с трудным жанром автобиографического повествования». Кстати, «неудачно», потому что «н е справился с трудным жанром», — в свою очередь требует объяснения. Конечно же, «н е справился», раз «неудачно»! А почему? Потому, что «н е сумел, — как Вы пишете, — отобрать самое важное из большого запаса жизненных впечатлений, а отобранные не смог верно оце нить ». А ведь отбор впечатлений и верная оценка их, как известно, связаны с мировоззрением писателя, «н е сум ел » и «н е смог», потому что не имел, вероят но, верного взгляда на явления жизни, свидетелем которых он был. Какой же, в таком случае, смысл в Вашем полемическом заявлении: «М ы не можем согла ситься с мыслью о том, что эта неудача объясняется «серьезными недостатками мировоззрения писателя»? Наконец, Вы говорите, что в романе «Пархоменко» Вс. Иванов «полностью овладел жанром романа, который ему трудно давался раньше». Хотя Вы и подчеркиваете неоднократно, что «В с . Иванов прошел не только большой, но и сложный противоречивый путь», на самом же деле — 'вольно или невольно — у Вас получается, что, собственно, никакой особенной сложности в творческом пути писателя и нет. Но тогда каким образом можно выполнить Ваш же совет: «проследить, как романтизм ранних рассказов и повестей Иванова в последующие годы неоднократно сменялся то натурализмом, то реализмом»? Я уже не говорю о том, что социалистическому реализму Вы здесь места не отве ли. Не знаю, может быть, по Вашей концепции, Вс. Иванов как писатель разви вался вне общего русла советской литературы?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2