Сибирские огни, 1957, № 3
из книг, не из библий, а от самой жизни, через всю его жизнь и через его неповто римое искусство... Почему-то, когда я смотрел на этого старика, мне вдруг вспомнился портрет Горького... Есть такой портрет: Горький за пись менным столом, углубился в работу, ду мает, и усы у него опущены вниз... Я долго смотрел на лица пожилых мужчин и женщин, склонившихся над станками, и мне невольно показалось, что я действительно вижу перед собой мудрецов. Мудрецов от искусства. Мы вышли из мастерской, и вскоре нас окружила толпа мальчишек. Улочки в Сучжоу неширокие, и наша шумная ва тага останавливала на своем пути всякое движение... Пешеходы жались к стенам домов, рикши сворачивали в боковые проулки, и даже большая пассажирская машина, которая чудом протискивалась между плотными рядами домов, должна была остановиться и переждать, пока вся наша компания «обтекала » ее с обеих сторон. Никто не упрекал нас в нарушении правил уличного движения, наоборот, продавцы многочисленных пестрых лав чонок приветливо махали нам. Мы ввалились в помещение универма га, сразу закупорив все входы и выходы; на какое-то время продавцы, не сразу поняв, в чем дело, пришли в замеша тельство, торговля прекратилась, но не надолго: на втором этаже универмага по- мещалаеь выставка художников провин ции, и мы быстро поднялись туда по скрипучим ступеням Деревянной лест ницы. Разумеется, ребятишки тоже последо вали за нами, для них в Китае нет «з а претных зон ». Маленькая девочка, лет, видно, шести, которая шла за нами не сколько кварталов и тащила подвязанно го к спине братишку, около лестницы остановилась, ловко сняла со спины ма лыша, поставила его на все четыре, слег ка шлепнула, и он тоже бодро пополз вверх по ступеням. Наверху она снова посадила его к себе на спину и отпра вилась обозревать художественную вы ставку. На выставке этой было картин, верно, двести пятьдесят или триста. Снова цветы и снова тончайшее, до ступное, должно быть, только китайско му глазу видение нежных акварельных красок, снова сказочные пейзажи: горы, деревья, гладь озер и отражения гор в этих озерах, снова птицы, у которых ли бо до мельчайших подробностей, как под микроскопом, изображено каждое перыш ко, либо, наоборот, вся эта птичка — зи мородок или ласточка — дана двумя- тремя уверенными и точными мазками кисти... Что здесь более удивительно: или фи лигранная работа, или эти уверенные, нарочито небрежные и в то же время абсолютно точные мазки — сказать трудно. Сначала эти пейзажи кажутся вам странными, чужеродными, их слишком много повсюду — в каждом дрме, в каж дом магазине -— и все они как бы за пре делами того, что вы сами находите в при роде. Должно быть, по слабости своей человек именно поэтому и относится к ним поначалу очень недоверчиво. Но вот вас пленяет какая-то одна деталь, один тон, только одна картина. А когда вы по любили всю эту манеру письма, все это видение художника, многих, бесчислен ных художников — вы и не заметили. Да и не все ли равно — когда? Важно другое. Важно, что отныне ваш мир, тот мир, который человек способен вобрать в себя из окружающей его действитель ности, — вдруг стал шире, богаче, ка кая-то новая точка зрения, новое освеще ние позволяет вам улавливать, замечать и запоминать то, мимо чего вы проходи ли до сих пор равнодушно'. Итак — двести пятьдесят или триста картин местных художников, и все та же, уже знакомая вам, прелесть красок и оттенков, очертаний, силуэтов. И вдруг... Не помню художника, окажу прямо — творение его вполне ординарное, и это даже не картина, а эскиз: в рамке размером примерно 7 0 x 3 5 стоит девуш ка... Обыкновенная китайская девушка, в серых брюках, в кофточке, которая вы пущена поверх брюк и обтягивает ее та лию. Кофточка застегнута на все пуго вицы и с высоким воротничком... На го лове ни шляпы, ни банта... Лицо едва только проработанное, но все-таки вы улавливаете выражение спокойной ра дости, должно быть, в улыбке ярких губ... Художник и не стремился дать выра жение лица, он дал только фигуру — легкую и строгую, на наш, европейский взгляд — недостаточно развитую де вичью фигуру, но, как всегда, — очень точную и, должно быть, за счет этой точности — изящную... Девушка опирается спиной на перила, которые даны двумя условными, преры вистыми линиями... Девушка только при касается к этим перилам-линиям, только чувствует их, и это чувствование опоры за спиной передано в почти незаметном повороте плеч. Еще раз повторяю: ничего особенного, неплохая, но и не выдающаяся картина, и все-таки она производит впечатление какой-то находки. Почему? Я долго смотрю на картину и никак не могу найти ответа на свой гобственный вопрос. Между тем выставка пустеет, в поме щении становится тихо. Борис Полевой, с которым мы вместе знакомимся с горо дом Сучжоу и его достопримечательно стями, уже спустился вниз,' на первый 11. «Сибирские огни» 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2