Сибирские огни, 1957, № 3

львов »; либо они настолько похожи на деревья, что вы не раз и не два, а, может быть, десять раз подойдете и постучите по такому камню пальцем, поцарапаете, оглядите его со всех сторон, а, сделав два шага в сторону, снова возвращаетесь и все-таки уходите с каким-то недоуме­ нием и растерянностью, так и не поверив до конца, что это — камень, а не ствол дерева. Вода... Вода среди этих камней заключена в крохотные озерца, диаметром метров в десять, иногда меньше, но как здесь вы­ полнена каждая мелочь, как красиво и естественно выглядит каждый маломаль­ ский выступ берега! Учтено все: освеще­ ние такого озера солнечными лучами при восходе, днем и при закате, лунное осве­ щение ночью; тени деревьев, беседок и камней, которые отражаются в воде, то­ же как бы вписаны в замысел (людей, создавших парк; очертания камней, кото­ рые лежат на дне, и тех, которые чуть- чуть возвышаются над поверхностью ее, тоже включены в общий рисунок... Вот в озере омут — глубокий, зияю­ щий чернотой омут, там, где на самом де­ л е глубина едва ли достигает одного метра... Вот совсем неожиданно вы вдруг замечаете свое собственное отражение в воде, когда стоите на ступенях высокой беседки, вот вы удивляетесь тому, что солнечная дорожка на поверхности воды, сияя, вкатывается в дверцы другой бе­ седки, расположенной у самого' берега, а тень небрежно брошенного на берегу камня отражается в воде силуэтом чер­ ного лебедя... Все, что вы видите, вы ви­ дите так, будто бы это возникло случай­ но, само по себе, будто за всем этим нет человеческого труда, нет видимого искусства — и в этом-то и состоит не­ повторимое искусство созидателей таких парков... Таков парк «Каменных львов », таков и «Парк глупого политикана», по преда­ нию, созданный неким государственным деятелем, который, будучи не согласен с политикой правителей, объявил себя гл у ­ пым, тупым человеком и, поселившись в Сучжоу, создал здесь парк. Но в них, в этих «н а т ур а льны х » . пар­ ках, есть еще парки-миниатюры, которые умещаются иногда на площади обычного стола, иногда же они по размерам своим не превышают размеров книги обыкно­ венного формата. Это так называемые настольные, или миниатюрные, пейзажи... Из обломков диких камней, из мха, из засушенных растений и ветвей создан этот миниатюр­ ный пейзаж с тропинками и беседками, со скалами и каменными львами, с озера­ ми и даже с отражениями теней в этих озерах... Вы можете взглянуть и на миниатюр­ ный лес... Маленькое развесистое дерево, очень маленькое — всего с полметра высотой, Дворцовая постройка в парке Ихэюань. Пекин. Рис. И. М а л ю к о в а . но кора и трещины на стволе и обруб­ ленные ветви — точь-в-точь, как на древнем, отживающем свой век дереве... Вам объясняют, что мастера своего дела, люди, специальность которых —• поиски таких вот деревьев, поднимаются высо­ ко в горы, туда, где начинаются вечные снега. Там, на границе снегов, они отыскивают вот эти деревца, угнетенные морозом ,и ветрами, но все-таки борющие­ ся за свое существование в течение ве­ ков... Им — этим деревьям — и в самом деле много лет; двести, триста, четыре­ ста, даже — пятьсот, они пересажены и растут теперь в глиняных и каменных вазах, и знатоки своего дела из поколе­ ния в поколение передают искусство ухода за ними и придают им еще более причудливые и в то же время такие естественные формы, что и здесь вы со­ всем не замечаете усилий человека... Парки, настольные пейзажи и крохот­ ные столетние деревца — все вместе взятое — это искусство обнаруживать в природе нечто сказочное, подлинно поэти­ ческое, обнаруживать и умело прикасать­ ся ко всему этому очень нежно, очень терпеливо и очень осмысленно, как бы проникая в само' существо природы и да­ же в какой-то мере подчиняясь тем мед­ ленным вековым процессам, в результа­ те которых возникают на озере Тайху «ж ивы е » камни, а где-нибудь на снеж­ ных вершинах Тибета или' Юньнани вы­ растают почти мертвые деревца. Познакомившись с этими ■ чудесными парками, мы идем на фабрику, которую можно назвать фабрикой вышивания... Мы идем через многочисленные дво­ рики бывшей обширной помещичьей усадьбы я поднимаемся на второй этаж довольно ветхого, но светлого и простор-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2