Сибирские огни, 1957, № 3
Норильск. Средняя школа № 1. Фото М. Ш м у л е в и ч а . тундру с ее системой рек и озер, вплоть до озера Пясино. В начале навигации следующего года вместе с топографом Г. Базановым, зоологом Б. Пушкаревым и промышленником Н. Бегичевым Н. Н. Урванцев исследовал реку Пясину на всем ее протяжении от озера до моря. Отважные путешественники прошли по реке на рыбачьей лодке, под парусом по неспокойному морю добрались до остро ва Диксона и через Енисейский залив — к Гольчихе. Судоходность Пясины была доказана точными промерами. Это было исключительно важно. Транспортная проблема была (да, по правде сказать, остается и по сей день!) самой острой в деле освоения минераль ных богатств Норильска. В те годы нельзя было и думать о постройке же лезной дороги от Дудинки до Норильска: слишком дорогое это было предприятие! Между тем в 12 километрах от Нориль ска протекала судоходная река Норилка (судоходность ее и озера Пясины была установлена Н. Н. Урванцевым, Н. Бе гичевым. Г. Базановым и Б. Пушкаревым зимой 1922 года). Норилка входит в вод ную систему Пясины. Судоходность этой реки давала возможность осуществить первое наступление на Норильскую тундру. Отсюда оно и было начато. Весной 1923 года петроградские уче ные закончили анализы норильских руд и были поражены их богатством. Н. Н. Урванцева срочно вызвали в Мо скву.' Новая, еще более мощная экспеди ция направилась в Норильск, теперь уже с целью заложить рудные штольни. В се зон 1923— 1924 года в Норильске про шли первую буровую скважину, из раз ведочной штольни тысячу пудов руды на оленях отвезли в Дудинку, а отсюда — в Петроград, в горнометаллургическук> лабораторию горного института. Однако не все поддерживали идею «Больш ого Норильска». Были люди —- и весьма влиятельные, — которые энер гично протестовали при решении вопро са— вкладывать или нет труд и средства в строительство Норильска. Они считали, что этот «ореш ек » не разгрызть в бли жайшие десятилетия, да и вообще едва ли он окупит себя, и настаивали на пре кращении дальнейшей разведки. Жаркие споры разгорелись при рассмотрении вопроса на президиуме ВОНХ. Все же большинство решило продолжать работу. В числе этого большинства был и пред седатель президиума — Феликс Эдмун дович Дзержинский. В 1925 году в Но рильск направилась разведочная партия в составе 150 человек. По предложению Ф. Э. Дзержинского возглавил ее П. С. Алилуев , его заместителем был Н. Н. Урванцев. Это была хорошо осна щенная экспедиция. Четыре буровых, станка, электростанция, химическая ла боратория прибыли в Норильск. По тунд ре Таймыра пошли первые гусеничные тракторы. Работы 1925— 1926 гг. показали, что объем Норильского месторождения зна чительно больше, чем предполагалось ранее. Кроме того, в шести километрах к востоку от него было открыто еще^ одно крупное месторождение. Его на звали Норильск-2. Предстояли детальные разведки, на основании которых можно было оконча тельно решить вопрос о проектировании крупного промышленного предприятия. Требовалось организовать мощный буро вой парк, пробурить десятки тысяч кило метров скважин, чтобы сказать: быть или не быть индустриальному Нориль ску. Девяносто девять процентов работы для решения этого вопроса были впе реди. Между тем дело продвигалось мед ленно. Ш е л год за годом, а буровой парк оставался все в том же составе — четы ре станка. В апреле 1932 года главный геолог Норильской экспедиции, один из первых энтузиастов Норильска, А . Е. Воронцов написал об этом И. В. Сталину. Развед ка пошла быстрее. В конце 1934 года правительство СССР приняло постанов ление о постройке Норильского горно- металлургического комбината. Первого июня 1935 года к отлогому дудинскому берегу пришвартовался двухпалубный пассажирский пароход, носящий имя древнего героя — Спартака. Он привез
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2