Сибирские огни, 1957, № 3

нецкий завод имени Сталина. 1933 г. Тип П А » . И пошла во все концы страны продук­ ция первенца сибирской металлургии. Сейчас рельсобалочный цех, конечно, не похож на тот, что вступил в строй двадцать пять лет назад. Сейчас он по­ ражает размерами и... малым количест­ вом ^людей. Все делается как-то само собой: сами собой катятся по рольган­ гам раскаленные слитки, сами собой за­ хватывают их валки прокатного стана, сами собой выползают по другую сторо­ ну стометровые рельсовые полосы, сами собой они обрезаются, штампуются, сами подъезжают к складу готовой про­ дукции. Цех растянулся на добрых полтора ки­ лометра, а работников мы насчитали все­ го шесть или семь человек. Но люди, конечно, в цехе есть. И за­ мечательные люди. Те самые люди, ко­ торые прокатали за годы существова­ ния металлургического комбината тыся­ чи километров рельсовых полос высшего качества. Кузнецкие рельсопрокатчики с гордо­ стью заявляют: — Наши рельсы — первые рельсы сибирского производства. Это не совсем так: у кузнецких р ель ­ сов были в Сибири свои предшествен­ ники. 15 января 1806 года русский изобре­ татель Петр Козьмич Фролов в рапорте на имя начальника Колыванско-Воскре- сенских заводов изложил проект по­ стройки дороги с чугунными рельсами. « Д л я выгоднейшего устроения сей до­ роги, — писал автор проекта, — можно употребить тот чугун, который в Зме- евском руднике уже сколько лет без принесения прибыли от промываленных и других ныне не употребляемых уст­ ройств». Дорога предназначалась для перевоз­ ки РУДЫ, а так как на этих перевозках заводы терпели наибольшие убытки, то вскоре после подачи рапорта Фролов по­ лучи л разрешение приступить к работам. Было ему разрешено и воспользоваться для отливки рельсов чугуном со Змеев- ского рудника. Прошел год, другой, тре­ тий, и 24 августа 1809 года по первой в России дороге с чугунными рельсами двинулись первые «т е л еж к и » (ваго­ нетки). Свои рельсы изобретатель назвал «дорожками». Были они очень коротки­ ми — всего по 1,8 метра. Из них Фро­ лов составил дорогу общей протяженно­ стью 1883 метра. Долгим был путь от этих «дорож ек » до современных рельсов. Теперь они и длиннее, и массивнее, и делаются не из чугуна, а из стали. И выпускают их в неизмеримо большем количестве: толь­ ко рельсами Кузнецкого завода можно восемь раз опоясать по экватору земной шар. ТАМ А РА ПОДЗЕМНАЯ •Вода... Вы ее встретите — самую обыкновенную воду — в любом цехе комбината, она активнейший участник и доменного процесса, и сталеварения,, и прокатки. Без воды здесь, в полном смысле слова, «ни туды и ни сю ды ». Мы задумались о воде, наблюдая ра­ боту блуминга. На массивные валки его, уминавшие раскаленные слитки, бес­ прерывно лились струи воды. Сколько же ее выливается за сутки? Откуда она приходит сюда, в цехи завода? И куда уходит отсюда — грязная, отработанная, насыщенная различными примесями? Еще в первое свое посещение завод­ ской библиотеки мы познакомились с телеграммой, полученной на заводе 29 августа 1931 года. «О собо отмечаем ваш успех, — гово­ рилось в телеграмме, — по укладке во­ допровода из деревянных труб. Надеем­ ся, за этим успехом в срок последует решающий успех строителей Кузнецко­ го металлургического комбината». Подпись — С. Орджоникидзе. Значит, воде придавалось особое зна­ чение с самого момента закладки завода. А кто, интересно, сейчас командует всем этим хозяйством? Кто заботится о бес­ перебойном снабжении водой каждого участка, каждого цеха? Кому поручено следить за стоком уходящей из комби­ ната воды? В ответ на этот вопрос нам показали приказ бывшего главного инженера Кузнецкстроя академика Бардина, при­ каз, действующий и поныне: «Н а заводе не разрешается уложить ни одного погонного метра подземных коммуникаций без разрешения инжене­ ра Голубинцевой »». На поиски Голубинцевой мы отправи­ лись в проектный отдел, где, как нам объяснили, инженер Голубинцева заве­ дует сектором генерального плана ком­ бината. Однако на месте ее не оказа­ лось. ■— Тамару Петровну повидать хоти­ те? —■ спросил нас один из сотрудников проектного отдела. — Здесь ее застать дело безнадежное, надо искать под зем­ лей. Мы ее так и называем: Тамара Подземная... Встретились мы с Тамарой Петровной, конечно, на земле. И несмотря на свое «под земное » прозвище, она оказалась вполне земным человеком — энергичной женщиной с решительным лицом и твер­ дым характером. — Вас заинтересовала наша вода? Она провела ладонью по седеющим волосам, сощурила большие горячие глаза, будто всматриваясь в свое подзем­ ное царство, и неожиданно для нас вздох­ нула: А х , если бы подземные коммуни­ кации ограничивались одним водопро­ водом!..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2