Сибирские огни, 1957, № 3
нецкий завод имени Сталина. 1933 г. Тип П А » . И пошла во все концы страны продук ция первенца сибирской металлургии. Сейчас рельсобалочный цех, конечно, не похож на тот, что вступил в строй двадцать пять лет назад. Сейчас он по ражает размерами и... малым количест вом ^людей. Все делается как-то само собой: сами собой катятся по рольган гам раскаленные слитки, сами собой за хватывают их валки прокатного стана, сами собой выползают по другую сторо ну стометровые рельсовые полосы, сами собой они обрезаются, штампуются, сами подъезжают к складу готовой про дукции. Цех растянулся на добрых полтора ки лометра, а работников мы насчитали все го шесть или семь человек. Но люди, конечно, в цехе есть. И за мечательные люди. Те самые люди, ко торые прокатали за годы существова ния металлургического комбината тыся чи километров рельсовых полос высшего качества. Кузнецкие рельсопрокатчики с гордо стью заявляют: — Наши рельсы — первые рельсы сибирского производства. Это не совсем так: у кузнецких р ель сов были в Сибири свои предшествен ники. 15 января 1806 года русский изобре татель Петр Козьмич Фролов в рапорте на имя начальника Колыванско-Воскре- сенских заводов изложил проект по стройки дороги с чугунными рельсами. « Д л я выгоднейшего устроения сей до роги, — писал автор проекта, — можно употребить тот чугун, который в Зме- евском руднике уже сколько лет без принесения прибыли от промываленных и других ныне не употребляемых уст ройств». Дорога предназначалась для перевоз ки РУДЫ, а так как на этих перевозках заводы терпели наибольшие убытки, то вскоре после подачи рапорта Фролов по лучи л разрешение приступить к работам. Было ему разрешено и воспользоваться для отливки рельсов чугуном со Змеев- ского рудника. Прошел год, другой, тре тий, и 24 августа 1809 года по первой в России дороге с чугунными рельсами двинулись первые «т е л еж к и » (ваго нетки). Свои рельсы изобретатель назвал «дорожками». Были они очень коротки ми — всего по 1,8 метра. Из них Фро лов составил дорогу общей протяженно стью 1883 метра. Долгим был путь от этих «дорож ек » до современных рельсов. Теперь они и длиннее, и массивнее, и делаются не из чугуна, а из стали. И выпускают их в неизмеримо большем количестве: толь ко рельсами Кузнецкого завода можно восемь раз опоясать по экватору земной шар. ТАМ А РА ПОДЗЕМНАЯ •Вода... Вы ее встретите — самую обыкновенную воду — в любом цехе комбината, она активнейший участник и доменного процесса, и сталеварения,, и прокатки. Без воды здесь, в полном смысле слова, «ни туды и ни сю ды ». Мы задумались о воде, наблюдая ра боту блуминга. На массивные валки его, уминавшие раскаленные слитки, бес прерывно лились струи воды. Сколько же ее выливается за сутки? Откуда она приходит сюда, в цехи завода? И куда уходит отсюда — грязная, отработанная, насыщенная различными примесями? Еще в первое свое посещение завод ской библиотеки мы познакомились с телеграммой, полученной на заводе 29 августа 1931 года. «О собо отмечаем ваш успех, — гово рилось в телеграмме, — по укладке во допровода из деревянных труб. Надеем ся, за этим успехом в срок последует решающий успех строителей Кузнецко го металлургического комбината». Подпись — С. Орджоникидзе. Значит, воде придавалось особое зна чение с самого момента закладки завода. А кто, интересно, сейчас командует всем этим хозяйством? Кто заботится о бес перебойном снабжении водой каждого участка, каждого цеха? Кому поручено следить за стоком уходящей из комби ната воды? В ответ на этот вопрос нам показали приказ бывшего главного инженера Кузнецкстроя академика Бардина, при каз, действующий и поныне: «Н а заводе не разрешается уложить ни одного погонного метра подземных коммуникаций без разрешения инжене ра Голубинцевой »». На поиски Голубинцевой мы отправи лись в проектный отдел, где, как нам объяснили, инженер Голубинцева заве дует сектором генерального плана ком бината. Однако на месте ее не оказа лось. ■— Тамару Петровну повидать хоти те? —■ спросил нас один из сотрудников проектного отдела. — Здесь ее застать дело безнадежное, надо искать под зем лей. Мы ее так и называем: Тамара Подземная... Встретились мы с Тамарой Петровной, конечно, на земле. И несмотря на свое «под земное » прозвище, она оказалась вполне земным человеком — энергичной женщиной с решительным лицом и твер дым характером. — Вас заинтересовала наша вода? Она провела ладонью по седеющим волосам, сощурила большие горячие глаза, будто всматриваясь в свое подзем ное царство, и неожиданно для нас вздох нула: А х , если бы подземные коммуни кации ограничивались одним водопро водом!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2